Крым. «У колыбели православия».

В середине сентября 2017 года группа глухих паломников из Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы под руководством руководителя Новосибирского православного центра глухих и слабослышащих Николая Николаевича Соколова побывала в Крыму. В этом году это уже была вторая после июньского заезда большая группа паломников. Так что же такое Крым? Что привлекает верующего человека в эту обитель православия?

Сегодня для нас Крым – не только курорт, море, солнце, место куда многие устремляются, чтобы приехать отдохнуть, но это и земля, которая изобилует святыми местами. Редко можно кроме Крыма найти другие такие места, где ощущается живая связь древности с современностью? Именно здесь испытываешь трепетные чувства от робкого прикосновения к истории, задумываешься о людях, претерпевших муки за свою веру во Христа. Где можно проследить всю христианскую историю нашей родины от самого истока до нынешних дней.

На крымской земле появилось христианство в 1 веке. Господь отвел Крыму важную роль в распространении христианства на Святой Руси. Первым в Крым благую весть принес апостол Андрей Первозванный – ученик Господа нашего Иисуса Христа. С евангельской проповедью он шел на заре христианства крымскими дорогами от Боспора (Керчь) до Херсонеса и далее на север.

Древнейшим монастырем можно считать Инкерманский, куда в 96 году был сослан на каторгу святой Климент за проповедь христианства в Риме. Он принял мученическую кончину: на шею ему привязали камень и утопили в Черном море. Но Господь не скрыл мощи святого. Каждый год в день памяти мученика море расступалось, и все верующие могли поклониться его святым мощам. Но в ΙΧвеке останки священномученика Климента перестали быть доступными. Когда же в Херсонес прибыли святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, они убедили духовенство и паству молить Бога об обретении мощей. И только после соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились останки святого. Часть мощей святого Климента Кирилл и Мефодий взяли с собой и долго с ними не расставались, до тех пор пока не встретились с более лояльным римским папой Андрианом II. В благодарность за принесение священной реликвии, Андриан II освятил богослужебные книги и разрешил совершать по ним богослужение на славянском языке. В древнем Херсонесе, откуда святой князь Владимир принес на Русь христианство, на месте, где он принял крещение, стоит прекрасный Владимирский собор, памятник этому великому событию. Святой Климент стал первым святым, вошедшим своими мощами на Русь. Под его небесным покровительством и совершилось Крещение Руси.

Рядом с этим собором стоит храм семи священномучеников херсонесских. Мы зашли в этот храм и узнали, что в IV веке в Херсонесе из Иерусалима приехали проповедовать епископы Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Ефрем, Эферий, Капитон. От епископа Капитона язычники потребовали чудес. Святитель ради спасения многих тысяч душ решился на подвиг, надеясь на помощь Божию, совершил молитву, вошел в печь, пробыл там довольно долго и вышел из печи невредим. Народ уверовал и был крещен святым епископом.

Недалеко от Севастополя у мыса Фиолент, что в переводе с греческого означает «Божья страна», или просто «Божий» расположился монастырь святого Георгия Победоносца. Когда подъезжаешь к монастырю, то с обрыва открывается дикая и девственная природа. Мы онемели от удивления. Я бы повторил слова А.С.Пушкина, который писал: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление».  На пляж от Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря ведет лестница из 800 ступеней. Мы все спустились вниз с большим трудом, купались в море у Георгиевской скалы. На вершине скалы установлен крест, посвященный Святому Георгию Победоносцу. Затем на теплоходе мы дошли до Балаклавской бухты. Бухта считается одной из самых живописных на Черном море, к тому же ее совсем не видно со стороны открытой воды.

В городе Судак мы посетили Генуэзскую крепость – сохранившуюся до наших дней от начала 2 века. Слово «Судак» переводится как су-«вода», даг-«горы», т.е. горы у воды. С этим городом связаны предания о святом Стефане Сурожском. В восьмом веке когда князь Бравлин захватил Сурож, в городе начался грабеж. Сам князь вошел в храм, где на раке Стефана он увидел покрывало, украшенное жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Но лишь только протянул князь руку, чтобы взять это покрывало, как лицо его перевернулось назад, и он упал с пеной у рта. Исцелился князь только после крещения.

Живописная дорога через горные серпантины Крыма переносила нас от одного святого места к другому. Один из маршрутов привел нас к храму-маяку святителя Николая Чудотворца – памятнику погибшим морякам.

Этот Храм-маяк является самым высоким храмом в Крыму. Храмовый комплекс входит в состав Мемориала всем погибшим на водах. Архитектор храма Анатолий Гайдамака сотворил уникальный и неповторимый проект, единственный в Крыму. Внутрицерковная роспись также необычна. Особенность внутренней росписи храма состоит в том, что изображены библейские истории, связанные с водной стихией. В храме находятся четыре уникальные иконы, оклад которых выполнен в технике макраме! Одним словом, я был потрясен увиденным! В этом храме все уникально: и сам храм, и роспись, и икона! Ничего подобного никогда в жизни я не видел!

О храме Воскресения Христова на Красной скале я не могу вспоминать без слез! Николай Соколов подробно рассказал нам о благих деяниях архимандрита Петра (Посаднева), настоятеля Форосской церкви, о злодейском убийстве его и о любви к нему многочисленных прихожан. Мы все плакали и сразу купили книгу воспоминаний, чтобы нам помнить и молиться об убиенном батюшке.

Крымская земля наполнена легендами, и одной из них является Топловский Троице-Параскевиевский монастырь. Предание гласит о том, что именно здесь, в крымских горах, в урочище Топлу, святая Параскева претерпела свои последние страдания - ей отсекли голову. Там, где пролилась кровь мученицы, открылся целебный источник, никогда не пересыхавший за 19 веков. Возле этого источника была найдена икона с изображением святой Параскевы. На иконе святая изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. Мы окунались в этих целебных водах святого источника и затем участвовали в богослужении с сурдопереводом. Рад, что в этом монастыре подвизается уже восемь лет моя ученица Катя Смирнова. Она выполняет разные послушания: садоводство, мытье посуды, подборку орехов. Перед отъездом из монастыря все наши ребята хорошо и тепло попрощались с ней.

Очень рад, что мы смогли побывать в музее Ивана Шмелева. Музей небольшой, расположен на горе, откуда открывается потрясающий вид на море. Во дворе растет огромный кедр. Работают здесь душевные люди. экскурсовод Нина Николаевна замечательно представила все экспонаты, рисующие трудный путь Шмелева в литературе и жизни. Некоторые эпизоды его жизни вызвали слезы на глазах. Но уходили мы со светлой печалью, ведь Шмелев все-таки вернулся на свою родину, к своему читателю!

В Симферополе мы посетили в Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся мощи святителя Луки. Мы приложили к мощам святителя и присутствовали на молебне с переводом у его мощей. Личность святителя уникальная: хирург и священник. В музее расположенном на территории монастыря мы подробно узнали о житии святителя Луки, увидели большую икону. Она необычна: в центре изображен святой исповедник Лука, с одной стороны – Евангелие, с другой – хирургические инструменты. Испытали удивительное сочетание чувств радости и скорби. В Соборе находится особо чтимая икона Богородицы «Скорбящая Крымская». В 1998 году прихожанка передала тусклую икону в храм. Спустя 2 недели прихожанка через открытые Царские Ворота заметила, что икона «обновилась». Священный Синод УПЦ своим постановлением благословил почитание иконы. В 1999 году с иконой верующие прошли весь полуостров.

В Петропавловском соборе, где мы также побывали произошло чудо – на стекле, за которым стояла икона святителя Николая чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующим.

После этого храма мы зашли в Александро-Невский собор, разрушенный в ночь с 26 на 27 сентября 1930 г. и находящийся в наши дни в процессе воссоздания. В момент при разрушении сего храма, комсомольский вожак, разгонявший всех глазеющих при взрыве храма - был убит осколком от самого взрыва (это была единственная жертва при ликвидации храма на этом месте). Нельзя не вспомнить о том, что тут покоятся святые мощи крымского святителя Гурия (Карпова), прославленного не только как святой в землях Таврии, но и в Китае. Рядом с тем местом у мощей находится праздничная икона «Собор святых мучеников китайских».

Сильное впечатление в наших душах оставила экскурсия в город-герой Севастополь, или как он переводится «город священный, достойный поклонения». Почему Екатерина Великая именно так назвала город? Да потому что священный и достойный поклонения великими христианскими святынями. Апостольская кафедра здесь была заложена Климентом Римским в I веке! А сколько здесь было чудесных явлений святого Георгия! И еще горожены должны поклоняться героическим страницам истории Севастополя – обороне в Крымскую войну, в Великую Отечественную. Самая красивая площадь Севастополя — площадь адмирала Нахимова.  Напротив памятника Нахимова располагается мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. и Вечный огонь. Центральной частью мемориала выступает огромный барельеф, изображающий бойца с автоматом в одной руке, отражающего раскрытой ладонью другой рукой три немецких штык-ножа. Два из них остановлены¸ третий – проходит. В такой поэтической форме памятник рассказывает о штурмах Севастополя: двух отбитых и трагическом третьем, который не смогли остановить. Возле мемориала несут почетный караул старшеклассники, одетые в военно-морскую форму. У меня мороз прошел по телу, когда юные девушки и юноши поклонились у вечного огня на несколько минут. Уже 45 лет, ежедневно, юные севастопольцы чеканя строевой шаг, маршируют у Вечного огня. Часовые стоят на Посту, а значит история и память живы. Стало быть – есть будущее. Это самый яркий и незабываемый момент в моем пребывании в Крыму. Севастополь является одним из самых интересных городов Крыма. Желающие обогатиться духовно могут посетить Свято – Никольский храм. Невозможно передать словами тот подъем духа, который так мощно овладел мною на Братском кладбище, где находится этот храм. Также как Москву невозможно представить без храмов Московского кремля, так и Севастополь немыслим без Свято – Никольского храма, не имеющего аналогов в мире. Благодаря этому теперь мне понятно, почему этот город называется Севастополем.

В заключении хочется сказать, что мы на прощальном вечере все собрались вместе, чтобы послушать выступление каждого паломника о своем впечатлении во время пребывании в Крыму. На мой взгляд общую мысль высказал глухой Валерий Черкасов из Новосибирска. Он сказал, что паломничество в Крыму – это не просто отдых, а большой духовный труд! Сердечно благодарим сурдопереводчика Соколова Н.Н., который организовал эту замечательную поездку и переводил нам на жестовый язык богослужения, проводил экскурсии, беседовал с нами на разные темы в течение всего паломнического тура. Надеемся на новые встречи!

Борис Кокин

Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж поездки

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Проверка против спам-роботов.