Путь к исцелению души или о христианской психологии

Нередко слышу вопрос: «Что такое православная или христианская психология?» «Чем эта психология отличается от светской, секулярной?», т.е. существующей отдельно от церковного влияния. «В чём принципиальная их разница»?

На самом деле этот вопрос является концептуальным в понимании сущности самой психологии, ее методологии, предмета и задач. И развернутый ответ на поставленные вопросы потребуют глубокого анализа и пространного изложения. Постараюсь здесь ответить кратко и определить самые основные и принципиальные отличия.

Во-первых, само слово «психология», как учение о душе давно потеряла свое истинное значение в современной научной психологии. Сегодня светская психология скорее является не учением о душе, как сфере внутренней жизни, а есть учение о внешних, чувственно-предметных условиях и закономерностях развития психических процессов, явлений, состояний.  

Во-вторых, в основе тех и других взглядов лежат совершенно разные мировоззренческие, космологические и антропологические представления о бытие и природе человека. Если взгляд светской психологии на человека направлен под материалистическим душевно-плотским углом зрения, то святоотеческая, христианская психология в широком масштабе рассматривает все явления жизни человека через призму духовно-душевного взгляда, который, естественно, находится за границей знания и компетенции секулярной психологии. Православная психология можно сказать вплетена и имеет основанием святоотеческое учение, изложенное в христианской антропологии, аскетике и богословии, имеющих целью спасение души человека. Но это концептуальное поле православной психологии конечно не исключает знание психологом предмета психологии в его научном рассмотрении и практическом применении, где конечно, есть эффективные методы терапии душевных расстройств и решения трудных жизненных, семейных и других ситуаций.

Теперь, говоря о психологическом диалоге между двумя субъектами – психологом и пациентом, - для меня, как православного психолога, являются основополагающими в работе слова Спасителя, истинного Врача "душ и телес наших": "Где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них" (Мф. 18:19,20). И эта уверенность, что Господь незримо присутствует при диалоге делает процесс консультирования или психотерапии уже неким таинством, в котором участвуют уже не два субъекта, а три – психолог, пациент и Бог. При этом именно Бог является Совершителем «таинства» изменения и преображения души человека (через чувства, мысли, решимость и т.д.). Психолог же является лишь инструментом в руках Врача. Поэтому перед каждой встречей православные психолог и пациент в молитве призывают помощь Божию, ибо сказано "Без Меня вы не можете делать ничего" (Ин.15:5).

Принимая во внимание, что Господь действует в нашей жизни и незримо присутствует во время консультирования, христиански ориентированный психолог руководствуется некоторыми мировоззренческими и этическими принципами в своей работе.

  1. Христоцентричность – это главный, основополагающий, смыслообразующий принцип, призывающий во всём соотноситься с Господом Иисусом Христом и ставить Бога в центр своей жизни, как главную ценность, непреложную Истину, высший Авторитет и Путеводителя. "Я лоза, а вы ветви. Кто находится во Мне, а я в нем, приносит много плода" (Ин.15:5).
  2. Антропоцентричность – принцип, определяющий отношение к человеку. Во время психологической встречи человек стоит в центре душепопечительного процесса. Перед нами личность, в которой виден образ Божий. Фокус внимания психолога направлен на переживания самого пациента, возможность оказать ему поддержку. И здесь ключевой вопрос таков: чему именно, какому процессу, какой деятельности самого человека мы оказываем поддержку? Ведь мы не хотим действовать вместо него, без него, мы только можем со-действовать с ним ради него, быть готовыми на личностное соприсутствие с ним в его критической ситуации, быть рядом. Важность этого принципа можно увидеть и в Евангелие. В Гефсиманском саду Господь, страдая и молясь, просил своих учеников только побыть с Ним рядом: "душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф.26,36).
  3. Духовно-нравственного взаимоединства – принцип, определяющий отношение психолога и пациента к Богу, духовно-нравственным ценностям. При таком взаимоединстве достигается доверие, единодушие и понятный друг другу язык, при условии воцерковления их обоих. Руководствуясь этим принципом православный психолог не будет рекомендовать или подводить человека к выполнению каких-либо безнравственных, оккультных или греховных действий.
  4. Личностно-нравственного аскетизма – этот принцип "Meadice cura te ipsum" (врачу, исцелися сам) - определяет отношение психолога к самому себе и своей профессиональной деятельности. Вероятно, будет лицемерием если психолог будет говорить пациенту о необходимости личного благочестия и христианских добродетелей сам же не будет являть достойный образ христианина и стремиться к духовному возрастанию.

Мое глубокое убеждение, что именно православная, духовно-ориентированная психология имеет все шансы вернуть первоначальное значение слову «психология», как настоящему учению о душе человека.  

И еще, на мой взгляд, такие проблемы, как уныние, депрессия, потеря смысла, радости в жизни, тревоги и другие еже с ними, с которыми очень часто в последнее время обращаются люди, зачастую являются симптомами душевной болезни, и врачуются, и исцеляются только во Христе Иисусе благодатью Божию (здесь не рассматриваю психиатрию).

Господь Иисус Христос, Который "есть Путь и Истина и Жизнь" указывает нам путь к настоящему обретению душевного мира: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф.11:28,29).

Соколов Н.Н.