В гостях у алтайских миссионеров. Путешествие общины глухих нашего храма

Горный Алтай  – удивительная по красоте гористая местность, расположенная в центре Евразии. Эту территорию пересекают полноводные реки, с запада Катунь и с востока Бия, образующие более могучую реку Обь. Река Катунь берет начало на высокогорных плато на юге Алтая, а верховья реки Бия расположены у Телецкого озера. 

 Горный Алтай  – удивительная по красоте гористая местность, расположенная в центре Евразии. Эту территорию пересекают полноводные реки, с запада Катунь и с востока Бия, образующие более могучую реку Обь. Река Катунь берет начало на высокогорных плато на юге Алтая, а верховья реки Бия расположены у Телецкого озера. На этой огромной территории, вмещающей несколько западноевропейских стран, имеется единственный город — Горно-Алтайск, являющийся административным центром республики Алтай. Алтайцы – обобщенное название народов, заселяющих территорию Горного Алтая. До 19 века они не имели христианской веры и вели кочевой образ. Какой подвиг совершали алтайские миссионеры, мы могли увидеть своими глазами во время паломнического тура по Алтаю.

Мы, помимо прихожан нашего храма, в алтайскую группу собрали тех, которые паломничали по озеру Байкалу и познакомились с Православием во время этого тура. В группу вошли те люди, которые впервые паломничали с нами и просвещались светом Христовым на Алтае.  Было отрадно, что во время тура у новичков не возникало сложностей, связанных с принятием жизненного уклада православных.

Программа нашего тура была насыщенной. И началась она в столице Сибири — Новосибирске. Это было связано с тем, что авиабилеты из Москвы в Новосибирск были намного доступнее, чем в Барнаул, даже с учетом трансфера из Новосибирска в Барнаул. За 12 дней тура мы успели сделать многое, но свойственного насыщенным путешествиям утомления у нас не возникало.  В первый день тура мы в новосибирском Покровском храме встретились с членами общины глухих и слабослышащих и сделали им подарки от храма святителя Тихона в Клину, позже искупались в святом источнике в деревне Ложок на месте Голгофы новомучеников Российских,  после чего мы отбыли в Барнаул.

В Барнауле, который называют воротами Алтая, мы пробыли немного. Прекрасный гид и священник храма святителя Николая Чудотворца протоиерей Владислав рассказывал нам про свой любимый город. Город появился на месте богатых залежей серебра. В свое время он обеспечивал 90% потребностей России в серебре.  Интересно, что Барнаул как город возник сразу, а не традиционным путем, начиная с деревни.

Мы в столице Алтайского края посетили кафедральный Покровский собор и храм Николая Чудотворца.

Второй день тура мы посвятили городу Бийску. В городе имеется музей Алтайской духовной миссии. Экспозиция этого музея нам понравилась, несмотря на то, что само здание требует серьезной реставрации. Благодаря миссионерам алтайские народы изменили вековой жизненный уклад и осели, научились земледелию. Читая эти строки, читатель подумает, что все это происходило спокойно и размеренно. А на самом деле, принятие Православия означало резкие перемены в личной жизни каждого алтайца, что понравилось далеко не всем жителям Алтая.

В остальное время мы помолились в храмах города Бийска, погуляли по интересному городскому центру, постояли на нулевом километре Чуйского тракта и искупались в быстротечной реке Бия. Чуйский тракт – стратегическая дорога, тянущаяся через весь Алтай к границам Монголии, и обеспечивающая связь Алтая с Россией.

Последующие четыре дня мы провели у истока реки Бия в селе Артыбаш. Мы жили в летних домиках кемпинга «Исток», расположенного в кедровой роще на берегу реки Бия. У нас был распорядок дня: утренние молитвы, завтрак, экскурсии или другие мероприятия, ужин, отдых (баня или костер, посиделки на террасе). Какой чудесный воздух, насыщенный эфирными маслами кедра мы выдыхали в роще! После бани мы окунались в ледяную воду реки Бия или купались в бассейне. Это были прекрасные моменты совместного отдыха в кемпинге. Во время экскурсий мы целый день провели на теплоходной прогулке по Телецкому озеру, спускались на рафте по реке Бия от истока реки до деревни Кебезень, отдыхали на территории алтайского этнографического музея Ортош, знакомясь с традициями алтайской культуры, посетили природные памятники и святыни села Артыбаш, связанные с подвижнической жизнью миссионера преподобного Макария Глухарева, первоапостола Алтая. Праздник святых перововерховных апостолов Петра и Павла застал нас в этом селе и мы помолились за литургией в храме Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление».

О, Телецкое озеро! Норвежские фьорды по сравнению с Тобой просто меркнут! Ты преисполнено чудесной зеленью по горным берегам, таишь в себе жемчужины – водопады, ниспадающие с небольшой высоты в ущельях, щедро на лесные дары! Солнце одаривает теплом с избытком  всех, нашедшим приют у ваших вод! Сколько воды в себе хранишь! Только Байкалу уступаешь по объемам воды! Какие рыбы в нем водятся! Только упоминание хариуса приводит в трепет гурманов! Недаром алтайцы называют Тебя Золотым озером! Одним словом, Ты просто чудо!

Следующим пунктом нашего пребывания был поселок Чемал, расположенный на берегу Катуни. Прямой дороги между Артыбашем и Чемалом нет, поэтому мы добрались до Чемала, сделав остановку в Горно-Алтайске.

В Горно-Алтайске мы посетили местный краеведческий музей и храм преподобного Макария Алтайского, так как они заслуживают нашего внимания. Храм преподобного Макария построен в стиле русского деревянного зодчества и гармонично вписывается в гористый пейзаж. Он является кафедральным храмом епископа Горно-Алтайского Каллистрата. А о краеведческом музее можно долго писать, ведь Горный Алтай являлся колыбелью многих народов Азии и история простирается далеко в глубь тысячелетий. О культуре народов Горного Алтая тоже надобно немало писать, поэтому лучше всего посмотрите сами этот музей при посещении Горно-Алтайска, когда у вас появится эта возможность.

Чемал красив горами, окружающими поселок со всех сторон и изумрудной Катунью, стремящейся к Бие через пороги, острова и утесы. На одном из островов посреди Катуни любил уединиться один из миссионеров Макарий, ставший впоследствии митрополитом Московским и Коломенским. Этот остров стал называться Патмосом и превратился в место всероссийского паломничества. Попасть на этот остров можно только по висячему мосту с Чемала. На берегу Катуни напротив острова Патмос расположился женский скит, точнее Архиерейское подворье святителя Макария Московского и Алтайского. Еще одна святыня расположена у скита чуть поодаль от берега Катуни – храм в честь святителя Макария.

Название поселка многие шутливо пересказывают на свой лад «Чё, мало?». На самом деле, в переводе на алтайский язык слово Чемал означает «муравейник». Распорядок дня в Чемале у нас был такой же, только добавился обед.

В Чемале и далеко за его пределами мы много любовались дивными пейзажами реки Катуни и гор, посетили Горноалтайский ботанический сад, мараловодческое хозяйство, одну из многочисленных пасек, побывали на конной прогулке вдоль реки Катуни. А о молитве мы не забыли, посещали воскресную службу в честь царственных страстотерпцев вечером и утром в приходском храме «Всех скорбящих Радость».

Примечательно, что на Алтае среди миссионеров были самые известные люди с одним именем – Макарий. Один из них являлся преподобным и подвизался на берегах Телецкого озера, внес значительный вклад в перевод Библии с церковно-славянского языка на русский. А другой служил на берегах Катуни, вырос до кафедры Московской. Эту кафедру святитель Макарий уступил святителю Тихону, впоследствии ставшему патриархом Московским и Всероссийским.

О природе вокруг Катуни можно так же восторженно писать, как и про Телецкое озеро. Но про одно из чудес Катуни – мёд – писать трудно, так как её вкус не поддается описанию. Лучше вам самим пробовать мед с берегов Катуни.

Остальные два дня мы провели в дороге от Чемала до Новосибирска с остановками и ночлегом. Можете представить себе, насколько далеко мы добрались вдаль от цивилизации к алтайским народам.

В итоге можно сказать, что тур понравился всем паломникам. Особенно они отмечают экологическую чистоту региона. А в духовном плане, некоторые из них признавались, что во время этой поездки они одухотворились и уже задумываются о вечных смыслах жизни. Разные люди, среди нас имеются педагоги и председатели местных организаций ВОГ, простые рабочие, сдружились и стали единым коллективом. Вечером в последний день отдыха мы устроили небольшой праздник с концертом. Это о многом говорит. Свою миссионерскую задачу эта поездка выполнила на все сто, ведь в нашей группе были далекие от Церкви и они услышали слово Божие. А воцерковленные  паломники во время поездки повысили свой уровень духовности. Отмечаю, что по сравнению с прошлогодним байкальским туром наши паломники продвинулись еще дальше вперед. Слава Богу за все!

Д.Е. Балашов. 2016 г.

Фоторепортаж Андреевой, Карпова, Балашова и Кодылевой.



DSC_6385_DSC0045_DSC0049_DSC0059DSC_0311DSC_0102_DSC0314_DSC0181DSC_0021_DSC0091DSC_6396DSC_6467DSC_6965 (1)DSC_9877DSC_0123DSCF7489DSCF7587DSCF7603DSCF7923DSCF7939DSCF8232DSCF8565P1300346