Смерть и жизнь. Проповедь, произнесенная в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Новосибирска

«Как одним человеком грех вошел  в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков…» (Рим.5:12). Когда не было греха в мире, не было и смерти. После грехопадения первых людей смерть, как наказание Божие, стала неизбежным уделом для всех людей. «Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти» (Пс. 88:49). 

Смерть есть разлучение души и тела. Тело человека само по себе, без души – мертво, без нее оно подвергается разложению, тлению, лишается деятельности и жизни. Смерть – величайшее зло, введенное дьяволом. Жало смерти – грех, и кроется он в мысленной дьявольской силе зла. Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть – когда тело лишается души, которая оживляла его. Духовная смерть – когда душа лишается благодати Божией, ибо благодать Божия оживляет душу высшей духовной жизнью. Душа умирает не так, как умирает тело. Тело теряет чувства при исходе души и разрушается. Душа, когда умирает, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Адам и Ева, нарушив послушание Богу, совершили грех, и благодать Божия оставила их. Душа Адама умерла, когда умные чувства души умертвились лишением небесного и духовного услаждения, а через 930 лет он умер и телом. Каин же первый, по наущению дьявола, открыл ужасное зрелище смерти для всех… Люди не знали, как это можно умереть…

Усопший, как бы уснувший, не есть умерший, подобно животному не имеющему души. Души умерших не лишаются своих чувств душевных: надежды, радости, скорби, ожидания всеобщего суда (прпд.Иоанн Кассиан). Большинство людей преставляется в иной мир, находясь еще в борьбе со страстями. В нас действенны и грех и благодать и по преставлению из этого мира душа поступает туда, куда влечет ее ум и сердце. Если умирающий своевременно не принял залога Духа Святаго в Таинствах Церкви, то темные силы задерживают его душу на воздушных мытарствах, не позволяя ей восходить к Небесам. Души, не принявшие Божественного света Духа, уносятся в низ, в страшную тьму, воздушными демонами, которым почившие раболепствовали в земной жизни – их участь на левой стороне тьмы.

Души же, пребывающие в Божественном Свете, не терпят никакого зла от лукавых духов и на «крыльях» Духа воспаряются в небесные высоты. Демоны, приближаясь к ним, опаляются небесным огнем Духа. Рачительные христиане еще в этом веке принимают внутрь души небесный огонь Божества, который действует в сердце души. Это и есть знАмение Христа – печать Духа. В день Всеобщего Воскресения Слава Духа облечёт воскресшие тела святых. Она будет их одеянием, пищей, питием, радованием, веселием, миром, облечЕнием и вечной жизнью. Все будут едино во Христе и все в свете покрывающим и согревающим их.

Что же касается грешников, в будущем воскресших из мертвых, то покрывало мирского духа, ныне лежащее на их оскверненных душах, соделает их безобразными (без Образа и Подобия Божьего), омраченными и сполненнымивсякого срама и смрада. Бедное человечество – куда мы ушли, что мы рождаем и что оставили после себя? Блуждающие по дьявольским лабиринтам «похоти плоти, похоти очес, похоти гордости житейской» (Апостол павел); умирающие и телом и душой; не достигающие Небесных Обителей. Геенские наказания, имеющие свои различия и меры, сообразно степени и виду человеческой греховности – вот участь и реальность душ многих наших почивших сродников. Без веры во Христа, без надежды на Христа, без любви во Христе невозможно пройти воздушные мытарства. «В последний час временной жизни, сокрушенные и смиренные сердцем получают удостоверение, что помилованы милостивым Богом» (прпд.Симеон Новый Богослов). Молитвой мы доставляем и желаемое и ожидаемое благо умершим. Молитвой к Богу, в скорушении сердца за почивших – облегчаем их положение. Мольбой о проявлении Божественной Любви – избавляем от страданий адских. Соборным ходатайством пред Христом – испрашиваем им отраду и утешение.

Помолимся же о наших усопших сродниках. Аминь.

www.effafa.ru