Покаяние: аутоагрессия или путь к спасению?

Где грань между смирением и самоедством и когда самоукорение при раскаянии превращается в патологию? На эти и другие вопросы отвечает православный психолог Николай Соколов.


 Николай Николаевич, недавно в одной радиопередаче известный новосибирский психотерапевт, отвечая на вопрос слушателя о покаянии, назвал это состояние аутоагрессией. Как рассматривает христианская психология феномен покаяния, и связанные с ним чувства?

—  У святителя Николая Сербского есть слова, где он говорит, что покаяние является началом всех начал в духовной жизни. Ведь только через покаяние мы имеем возможность восстановить разорванную грехом связь с Богом и надеяться на Его милосердие. Поэтому, на мой взгляд, феномен покаяния больше имеет отношение к духовной жизни человека, чем к душевной, чувственной. Правда, те чувства, которые переживает человек в покаянном расположении, конечно, имеют прямое отношение и к психологическому состоянию личности. Ведь покаяние в переводе с греческого - «метанойя», что означает «изменение ума», а значит полную перемену в человеке мыслей, чувств, внутреннего настроения.                                                   

Но нередко у людей далеких от Церкви существует искаженное представление о покаянии, как о форме самоистязания, самобичевания и самоуничижения. Как раз такой паттерн и принимается секулярным обществом как патологическое аутоагрессивное состояние. Говоря обычным языком «аутоагрессия» - это агрессивное поведение, направленное на причинение вреда самому себе, неосознанное стремление к саморазрушению или даже к смерти, что, конечно же, ничего общего с истинным покаянием не имеет.

— Но ведь, у святых отцов мы встречаем, что покаяние связано со смирением, самоотречением и самоукорением себя. Так, где же та грань между смирением и самоедством и когда самоукорение при раскаянии превращается в патологию?

  — Так как потребность в покаянии возникает только у тех людей, которые испытывают обличения совести или печаль по ранее совершенному греху, то реакция на признание своей «провинности» во многом определяется внутренним отношением человека к Богу и верой в Его милосердие. Здесь можно привести известный святоотеческий пример, когда грешник по отношению к Богу может находиться в положении раба, наемника или любящего сына. Если человека побуждает к расскаянию только страх смерти, грядущих мук, причем с глубоким сомнением в милость Божию, то он принимает состояние раба и легко может превратиться в своем самоедстве в православного невротика. И тогда его смирение и самоукорение может принять патологические формы, ведущие к депрессии, унынию, и действительно, иногда приводящие к аутоагрессии даже в форме суицида.

— Может ли вообще нелицемерное самообвинение считаться нормальным, здоровым состоянием человека?

— Осознание личной греховности — отправная точка духовного роста. Самообвинение или самоукорение — обычное состояние души того, кто вникает в смысл духовной жизни и стремится в молитве отождествлять себя с окончательно падшим грешником. Но зачастую бывает так, что мы чрезмерноподчеркиваем  собственную греховность. Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о грехах столь же опасно, как и погрязать в самих грехах.

— Когда же тогда можно говорить о здоровом самоукорении и самоотречении христианина?

—Во-первых, в православной аскетике достижение такого самоотношения напрямую связано с добродетелью смиренномудрия. Это должно быть естественным состоянием, которого достигают подвижники настолько высокой духовной жизни, что мы можем рассуждать на эту тему, только опираясь, на Священное Писание и богатый святоотеческий опыт. Сам Спаситель преподал нам пример Своего кенозиса когда «уничижил Себя Самого» и умалил Себя до соответствия нашему «уничиженному телу», показав тем самым путь духовного совершенства. Мне кажется, что здоровое самоукорение и во многом самоотречение возможно только в том случае, если духовная жизнь человека выстраивается по отношению к Богу, не как у раба или наемника, ожидающего награду, а как у любящего сына, боящего оскорбить своего Отца. Критерием такого отношения может стать сердечное смирение своей немощью, при котором «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно…». А если человек стремится к экзистенциальной автономности от Бога, то это путь в другую сторону.

— Как рассматривает психология идею самоотвержения?

— Мы знаем слова Спасителя: отвергнись себя и иди за Мной. Самоотвержение, о котором говорит Спаситель – это духовный подвиг, требующий определенной высоты духа и ощущения собственного достоинства, собственных сил. Если мы говорим об отвержении себя, то отвергнуть себя может только человек, который чувствует себя имеющим. Опять же — отвергнуть свои намерения, свои желания или свои чувства, но не себя как личность. И для того, чтобы это отвержение действительно было некоторой жертвой с точки зрения христианства, это должно быть отвержение чего-то ценного, значимого.  И на такое отвержение себя способен зрелый человек, достойный, с самоуважением, признающий ценность своей личности, своей жизни. Тогда его жертва будет действительно подвигом, христианским поступком.

В отвержении себя человек может ради жизни, здоровья другого, пожертвовать своим здоровьем, своим временем, какими-то своими ресурсами, что является безусловной ценностью. Но если человек не считает свои чувства или потребности чем-то важным, то в его отвержении себя нет никакого подвига, никакой жертвы. Есть такая поговорка: «на Тебе, Боже, что нам негоже».

— По каким признакам можно определить, когда верующему необходима помощь не только духовника, но и психолога?

— Критерий может быть таким: если ты начинаешь себя ненавидеть и при этом отдаляться от людей, замыкаться в себе, то пришла пора разбираться уже не с собой, а с ненавистью к себе, и с отчуждением от окружающих. Для психолога «смирение» такого человека предстает в виде его агедонии, неспособности радоваться жизни; он постоянно ввергает себя в состояние уныния. Еще в середине прошлого века известная американская исследовательница невротических состояний Карен Хорни очень точно описала душевное состояние таких людей. «Самообвинения такого человека становятся фантастическими и сильно преувеличенными. Покаяние его может быть слезным и напоминающим покаяние обычного человека, за исключением одного – в его «покаянии» не видно просвета. Он целиком сосредоточен на своем самокопании, он весь в себе и ни единый луч света не проникает во мрак его души. Такой человек полностью поглощен своей горечью и не ощущает милосердия Божия. Предстояние пред Богом полностью отсутствует и замещено внутрь себя стоянием. Поэтому и покаяние ему не приносит ни облегчения, ни радости прощения». И даже после исповеди у такого человека сохраняется тревожность, которая не дает чувства свободы и успокоения. Нередко невротичность этого типа людей может прикрываться правилом монашеского благочестивого поведения – ни с кем не сближаться и не привязываться, а быть только наедине с Богом.

Чтобы выявить такого человека надо обратить внимание на его открытость: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать – о паталогии не может быть и речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить – перед нами пациент врача-психотерапевта.

— Но можно ли сказать, что сам человек считает свое смирение и покаяние совершенно искренними?

— Так можно сказать только в том случае, если не сам человек себя укоряет словами, а когда на деле принимает оскорбления и унижения от других. Вот тогда и проявляется истинное смирение. Так в патериках нередко разоблачается лжесмирение: ведь настоящее смирение не в том, чтобы говорить плохо о себе, а в том, чтобы, услышав нелицеприятную правду, смириться и ещё остаться благодарным. Старец Паисий Святогорец выписывал действенное лекарство желающим смиряться. А рецепт был прост: вести себя просто и смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей. 

— Существует мнение, что отвержение себя, самоукорение неполезно, что оно снижает самооценку, лишая человека уверенности в своих силах, ввергая его в малодушие, уныние и отчаяние?

 Святые отцы, напротив, учат, что не только укорение себя, но и кроткое терпение уничижения от других – делание, ведущее к душевному миру и смирению. Они из собственного опыта утверждают, что смиренный никогда не отчаивается, не унывает, не малодушествует, но принимает скорби как нечто заслуженное и спасительное, а любые радости и свои успехи – как дар Божией благодати, а не как свои достижения. Благодаря этому смиренномудрый всегда мирен, всегда благодарит Бога за всё, и страсти не обладают его душой.

В действительности же люди с «низкой самооценкой» весьма высокого мнения о себе. Психология и православное душепопечение сходятся в единой точке: такая оценка является оборотной стороной гордыни. Это знал и Достоевский, описавший характер Настасьи Филипповны. Она могла сколько угодно говорить дурно о себе, но стоило ей в сцене объяснения с Аглаей услышать правду в глаза, как она тут же устроила «решающую сцену», в ходе которой растоптала соперницу, показав, кто в доме хозяин.

               

— Искореняя свои недостатки, умаляя себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать свои достоинства и придавать значение своим успехам? 

— Скорее — не должен акцентироваться на своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи замечает. И неужели верующий не может оценить то, что делает? Другое дело, что верующий знает цену этим успехам. И что мы не имеем права трубить на всех перекрестках о «благодеяниях», совершенных нами. Мы не носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В каком-то смысле, в идеале, вера должна быть прививкой против нарциссизма. Лучше держать на устах слова псалма: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу»! (Пс.113:9).

— А чувство собственного достоинства?

— Именно христианство дало человечеству понятие «личность» и отнесло это понятие не только к Личности Христа, но и к человеку. Апостол Петр прямо говорил о достоинстве человека:  «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой…». А до Григория Богослова никто еще не сказал таких замечательных и возвышенных слов о человеке: «Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты – Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе и небесный, и земной, приснопамятное творение. Ты – созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу». Поэтому смирение и признание собственных грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения верующего, если Бог «немного умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его» — не в этом ли высшее достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе Божием?

Беседовала Наталья Пендюрина

www.effafa.ru

Комментарии

Здравствуйте

Здравствуйте друзья!
http://img12.lostpic.net/2018/04/14/9a06fa2f56c8c03699972e6114c275aa.jpg
Наш интернет-магазин Qmarket уже не первый год занимается реализаций строительного и садового оборудования. Мы составили удобный каталог, в который входит профессиональная и бытовая техника ведущих производителей.
1)садовая техника -у нас вы найдете мощные многофункциональные культиваторы и мотоблоки, а также навесное оборудование для них.
2)сварочное оборудование -В магазине QMarket вы сможете купить сварочное оборудование ведущих мировых производителей, продукция которых известна своим качеством.
3)строительное оборудование -Наш магазин реализует строительное оборудование по ценам, которые более доступны для покупателя, нежели предложения специализированных магазинов.
4)Садовый инструмент FISKARS -Огородно-садовый инвентарь – абсолютно незаменимая категория приспособлений для любого земледельца, хоть дачника-любителя, хоть фермера-профессионала.
триммер макита um4030
компрессор 220 в
недорогой сварочный инверторный полуавтомат
ножи для мотоблока купить
бренды садовой техники
топор колун fiskars x21
электропила бытовая купить
бензопила 2512
купить хорошую сварку
газонокосилка могилев
бензогенераторы 6квт
электропила орегон цена
мото садовая техника
купить бензопилу через интернет
бензогенератор трехфазный
электростанция 800 квт
сварочный полуавтомат форсаж
инвертор аппарат купить
купить бетономешалку в белоруссии
продажа сварочной маски хамелеон
сварочники инверторные цена
мотоблок мб 1000 купить
бензопила 360
насос компрессор
бетоносмеситель 380в
домашний инвертор
где можно купить газонокосилку
купить инвертор в белоруссии
купить мотокосу в интернет магазине
компрессор со7б
триммер бензиновый fs 55
электропилы цепные минск
газонокосилки электрические бош ротак 40
сварочный полуавтомат миг маг
купить полуавтомат пдг
купить мотоблок по акции в рб
бензогенератор 5квт купить
нож фискарс к40 цена
fiskars x10 s купить
силовой инвертор
фискарс для копа
бензокоса professional
электропила цена
четырехтактный бензогенератор
газонокосилка бош 32 купить
бензопилы в витебске магазины
сварочные аппараты инверторного типа в минске цены
триммер mg5730
тачка строительная одноколесная
сварочная проволока для полуавтоматов 0 8 цена
бытовой сварочный аппарат купить
сварочный инвертор mikkeli
топор плотницкий фискарс
набор фискарс
бензопила gs 281
газонокосилки электрические с мульчированием купить
где купить навесное оборудование к мотоблоку
сварочный инвертор постоянного тока купить
компрессоры в минске
купить бензопилу в могилеве штенли 250
электропила цепная купить в гомеле
сварочный аппарат ас dc купить
полуавтомат солярис миг 200 купить в минске
fiskars l74
бетоносмеситель 1 м3
сварочный инвертор 2017
стоимость инвертора
ручной триммер
инверторный сварочный 250а
садовые тачки в витебске
сварочный аппарат для алюминия купить
культиватор на бензокосу купить
стальная сварочная проволока
леска для триммера 4
купить по интернету электропилу
сварочный аппарат inmig 200
эл триммер sрес gt 1200
садовый инвентарь и техника
продажа миксеров строительных
купить инверторную сварку для дома
купить мотоблок в витебске с доставкой
воздушный компрессор eco
четырехтактная бензокоса
продажа моторов для газонокосилки
цепная пила деволт
fiskars snowxpert 1019347
электропилу макита 4020а купить
мотоблок снегоход купить
купить газонокосилку бош ротак
бензогенератор эко
электро цепная пила купить
купить мотоблок в лиде
плазморез solaris easycut pc 40 ak
инвертор arc
купить бетономешалку для дачи
гомель сварочная маска хамелеон в гомеле
стоимость полуавтомата сварочного
купить сварочный аппарат solaris
цепные пилы bosch 35
бытовой компрессор воздушный электрический 220в

Отправить комментарий

CAPTCHA
Проверка против спам-роботов.