Поездка представителей новосибирской православной общины глухих и слабослышащих на Всероссийскую конференцию в Серафимо-Дивеевский монастырь

Новосибирская православная община глухих и слабослышащих приняла участие во Всероссийской конференции по обобщению опыта служения глухим людям, которая проходила на территории Серафимо-Дивеевского монастыря. Предоставляем вашему вниманию краткий очерк об этой поездке.

Наша паломническая поездка на всероссийскую конференцию, приуроченную к юбилею православного центра глухих и слабослышащих «СПАС» началась 19 апреля вечером. 21 апреля утром наш поезд прибыл в город Нижний Новгород, которому 12 июня без малого уже исполнится 796 лет. На перроне вокзала нас встретил руководитель нижегородской общины Сергей Владимировчи Алипов.

Проехав несколько остановок на простом автобусе и совершив небольшую пешеходную прогулку по старинным улочкам города, мы попали в их так называемый «Теремок» - ранее дом купца Олисова. 

В этом здании собираются православне глухие и слабослышащие Нижнего Новгорода, там проводятся Воскресные школы, ведутся различные кружки, есть трапезная. В этом же здании планируется создание конмат для ночлега, чтобы можно было осталвять у себя приезжих паломников. На стенах Теремка висят удивительной красоты картины. Художниками оказались отец и сын Алиповы. После небольшого чаепития, хозяйка Теремка татьяна Алипова повела нас в храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского, где обычно у них проводятся службы с сурдопереводом. В этом храме практически все иконы написаны Алиповыми. Есть мироточащие иконы, есть много чудотворных. А ближе к амвону находятся большие ростовые иконы святых Петра и Февронии Муромских, святого Серафима Саровского, святого Николая Чудотворца… Из храма мы прошли в помещение, предназанченное для проведения различных занятий. А затем нас завели в «святая святых» семьи Алиповых – это, конечно же, мастерская! То место, где на свет появляются иконы.

Из мастерской мы все направились обратно в Теремок, пошли по набережной Нижнего Новгорода. Откуда видны 4 больших красивых храма.

К сожалению, те, кто первый раз приехали в этот город, так и не увидели кремль и других известные достопримечательности города. Но время уже поджимало, и прямо из Теремка мы отправились на вокзал, откуда в три часа на автобусах направились в Дивеево. Наш путь пролегал через окрестности города Арзамас. Абсолютно всех поражало наличие огромного количество храмов. Были места, где на одном маленьком пятачке их было собрано по 4-5. Въехав в Дивеево, невольно задумываешься, неужели здесь когда-то был « постоянный шум от стечения большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки, разбои – все это давали всей местности особый характер, нериязненный для всего мирного, святого и божественного» (из книги «Краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»). К вечеру мы уже прибыли на территорию Серафимо-Дивееевского монастыря.

Нас разместили в монастырской гостинице, где на каждой двери кельи прибиты маленькие дощечки, на которых написано: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В гостинице особые правила, женщины должны быть одеты в юбки ниже колен и покрывать голову платком, мужчинам же запрещается одевать шорты и ходить в головном уборе.

Следующий день начался для нас сбором в 7:15 на площади между соборами. Специально всех приезжих неслышащих паломников перед началом Богослужения провели отдельной очередью в Свято-Троицкий собор к мощам святого Серафима Саровского.

Но так как наша новосибирская община глухих запланировала остаться в Дивеево на полтора дня дольше, чем остальные, то в связи с этим, нам удалось помолиться у мощей святого Серафимушки до конца поездки еще минимум раза 4... Очереди абсолютно уже не было. И удалось разглядеть, что рядом с мощами батюшки Серафима хранятся его личные вещи.


После завтрака мы все встретились в паломническом центре для обсуждения актуальных вопросов, для обмена опыта служения глухим на приходах и для поздравления православного центра глухих Спас.

Руководителя нашей общины Николая Николаевича Соколова отметили нагрудным знаком "За особые заслуги" III степени ВОГ.

От нашей общины была произнесена торжественная речь и вручены два подарка - настенные часы с изображением храма в честь святого Сергия Радонежского и большая резная двухярусная иконная полка, с вырезанным орнаментом - изображением Ангела, молитвы...


После обеденного перерыва мы встретились снова в том же зале уже для участия в концерте. От нашей общины был также представлен номер – жестовое пение.

Этот день был очень насыщенный. Так как нас ждала еще одна часть программы - экскурсия по территории Серафимо-Дивеевского монастыря. Всех, кто приехал для участия в конференции разделили на три группы. Одна - говорящие, и две группы - неслышащих. Святой батюшка Серафим для нашей новосибирской общины сделал подарок – на перевод экскурсии в одну группу неслышащих паломников выбрали нашу сурдопереводчицу.

Наша экскурсия началась с Казанского храма.

Сама Матерь Божья указала матушке Александре построить новую каменную церковь именно в честь Казанской иконы на том месте, где Она явилась матушке Александре. Строительство началось в 1773 году. Матушка сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали на берегу реки. В 1779 году матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокола и необходимую церковную утварь. В начале 1780 года строитель Пахомий освятил церковь. В каменном храме, как и в деревянном, левый придел был освящен в честь святого Николая.
Новая каменная церковь была приходской, однако Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви Батюшка Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Вот, какая она Казанская-то церковь у вас! Это место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком».
После закрытия храма в 1940 году, купол и колокольня были разрушены, долгое время в церкви размещался склад. В 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. Весной 2003 года приступили к ремонту храма и восстановлению колокольни и купола.  31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря — на купол Казанской церкви. Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма, а также созданы новые композиции, отражающие события истории Дивеевской обители. 31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола Казанской церкви.

Во время экскурсии мы прошли по всей триитории монастыря, узнали историю его создания. Удивительный факт, что сам святой Серафим телесно никогда не присутствовал, никогда не был в Дивеево. Но всегда присутствовал здесь своим духом. Но вот после своей земной кончины, наконец, он навсегда поселился рядом с дивеевскими сестрами.

На территории монастыря сразу бросается в глаза колокольня! Всех паломников, без исключения, поражает высота и ее наклон в сторону, от чего возникаетощущение, что еще немного и она упадет.

Колокольня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря состоит из пяти ярусов. Её начали возводить в 1893 году. Первые колокола подняли в октябре 1901 года. Несколько позже по проекту архитектора А.К. Никитина к колокольне были пристроены трёхэтажные корпуса для проживания сестёр обители. На пятом ярусе колокольни располагаются четырёхсторонние часы с боем, изготовленные на подмосковном Перловском. 
Когда колокольня была почти отстроена, архитектор нашел, что она имеет опасный наклон (он хорошо заметен и ныне), и строительство остановили. При внимательном рассмотрении наклон сочли даже полезным, поскольку колокольня поставлена на горке. Строительство колокольни было завершено в 1901 году, незадолго до прославления преподобного Серафима.  
Неизвестная благотворительница до революции пожертвовала на колокольню часы, которые каждые четверть часа вызванивали мелодию: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. Самый большой колокол весил 500 пудов (8000 кг). 
В советское время колокольня использовалась как ретранслятор. В Святых вратах был устроен гараж. Летом 1991 года, к встрече мощей преподобного Серафима, святые врата были освобождены и на первом ярусе повешены первые колокола. Высота колокольни – 70 метров.

Также мы побывали на могилке у Николая Мотовилова. Видели дерево с выпуклоым наростом – образ медведя. По преданию, в память о том событии, как святой Серафим в лесу кормил из своих рук медведя. Также узнали и историю канавки, и почему она не проходит вокруг всей территории монастыря. И многое другое.

А неокторые имели возможность познакомиться и пообщаться с глухой монахиней, которая подвизается в Серафимо-Дивеевской обители, и занимается выкладкой плиток.

Вечер субботы закончился рабочей встречей с представителями других общин. А затем были сборы в гостинице. В ночь с субботы на воскресенье поспать практически совсем не удалось...

На следующий день многие торопились воспользоваться возможностью пройти по святой канавке. Святая Канавка была создана по воле Божией Матери, которая явилась преподобному Серафиму, и указала ему, каким образом необходимо обносить рвом и валом место ранее основанной православной общины. По воле Царицы Небесной это должно быть обустроено трудами сестёр общины. Копать Канавку начал сам Батюшка Серафим. Её сооружение продолжалось на протяжении 3,5 лет. Работы велись каждодневно и летом, и зимой.
В годы торжества безбожия, власть попыталась уничтожить православную святыню, но в период духовного возрождения Канавка была полностью восстановлена.
Батюшка Серафим говорил, что «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. О Благодати, дарованной этому месту, Батюшка сказал: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

А в 8 утра уже начиналось Богослужение с сурдопереводом в нижнем приделе храма в честь Богоявления. Двум переводчикам из новосибирской общины глухих - выпала возможность - как подарок и благословение батюшки Серафима - участвовать в переводе Божественной Литургии наряду с другим множеством переводчиков и служащих священников.

Было приятно и интересно посмотреть на переводы Литургии других городов. 
Многие общины после службы сразу делали общие фото своих общин на память прямо у Царских врат.

Затем было прощание нашей общины с другими участниками поездки. А мы переехали в другую гостиницу, чтобы провести еще сутки в Дивеево...

Но на следующий день рано утром, после завтрака мы отправились в Санаксарский монастырь, где приложились к мощам святого праведного Феодора Ушакова, святого Феодора Санаксарского, которые были специально открыты для нашей группы паломников.

Там же на территории монастыря нам выпала возможность пообедать в монастырской трапезной. Наше паломническое путешествие в четвертый удел Божией Матери закончилось 26 апреля, когда мы благополучно вернулись домой. Вот уже на протяжении недели мы все находимся под впечатлением от поездки, питаясь благодатию, полученную нами в святом месте от Самой Пречистой Богородицы и святого преподобного батюшки Серафима Саровского! В этом году планируем осуществить паломнические поездки:

на Алтай к святителю Макарию Невскому http://www.effafa.ru/node/942

на Байкал к святому Иннокентию Иркутскому http://www.effafa.ru/node/946

в Крым к святителю Луке Войно-Ясенецкому http://www.effafa.ru/node/944

мужчины на Святую гору Афон http://www.effafa.ru/node/948

на Святую Землю в Иерусалим http://www.effafa.ru/node/950

Присоединяйтесь к нам! Будем очень рады! 

 

Винтер Дарья

Фото в статье: Тамары Рыловой (г.Вятка), Дмитрия Балашова (г.Москва), Николая Соколова (г.Новосибирск), Михайлова Александра (г.Новосибирск), Винтер Дарьи (г.Искитим) 

www.effafa.ru

Комментарии

Отправить комментарий

Отправляя эту форму вы принимаете политику конфиденциальности Mollom (antispam)