Ты говоришь, например: «Люблю». Но «люблю» может и обозначать «я нуждаюсь в тебе». И это не есть чистая любовь. Просто на самом деле мы имеем необходимость в некоторых людях. Однако это не значит, что мы их любим.
Любить – значит хотеть добра тому, кого любишь, заботиться о нем. Если замечу успех кого-то – хочу этого, если и не приносит мне никакой выгоды. «Желаю успеха своему ребенку, потому что я люблю его. Пусть едет учиться в любую часть мира. Я люблю его и желаю только добра. Ему ведь надо расправить свои крылья и уехать от меня. Я с уважением отношусь к его выбору, потому что я люблю его. Да, его мне будет не хватать, мои глаза не будут его видеть, мои руки не смогут его погладить, обнять, не смогу я быть возле него». Ведь когда любишь, думаешь прежде всего о том, кого любишь. Думаешь о добре для другого. Да, это сложно.
Приведу такой жизненный случай. Отец говорил своему сыну: «Хочу, чтобы ты поступил на выбранный факультет. Я люблю тебя, думаю о тебе, желаю тебе всякого добра». Сын отвечал: «Делаю все, что в моих силах, стараюсь». Готовился, читал, но не прошел по конкурсу. И отец в момент гнева (ведь когда мы гневаемся, то говорим, все что чувствуем и думаем, хотим показать, кем мы являемся на самом-то деле) сказал ему: «Опять. Таким безуспешным в жизни и останешься. Завтра пойду на работу, что мне говорить другим, ведь их дети прошли. Дочь моего напарника прошла. Как мне завтра явиться мне перед всеми и сказать, что ты не прошел?». И ребенок так понимает случившееся: мой отец говорит, что любит меня, но теперь я упал в его глазах. Так как я не прошел, он не любит меня. Тотчас сравнивает меня с дочерью напарника и заявляет: «Что мне завтра говорить на работе?»
Итак, это любовь с условиями. «Я тебя люблю, если поступишь. Я тебя люблю, но чтобы мне из-за тебя не опозориться». «Да, хорошо, не перегибай, все равно его люблю», – ответишь мне. Да, но заметь, что ты сказал: «Как мне теперь быть перед соседями, что сказать другим, как теперь показать настоящее лицо нашей семьи? Сказать, что наш ребенок в этом году провалился на экзаменах?» И что случилось? Ценность человека в том, поступил ли и сколько у него дипломов? Чтобы полюбить человека, он должен быть искусен в учебе? Нет, дорогой мой. Я люблю другого, что бы он ни делал, так, как нас любит Бог.
Однажды я спросил одного ребенка: «Когда грешишь, как себя чувствуешь перед Богом?» И он мне ответил: «Чувствую, что Он на меня смотрит странно, сожалеет обо мне и гневается». Другой мне сказал так: «Чувствую, что Бог меня накажет». Но святые наши говорят, что «мы, когда грешим в нашей жизни, должны чувствовать, что Бог нас обнимает с еще большей любовью, ведь тогда мы нуждаемся в этом еще больше».
Господь любит каждое свое творение. Любит и тебя, любит и меня. Не только, когда мы себя хорошо ведем, но и когда не очень. И когда делаем ошибки, и когда падаем. И когда ты ведешь себя как блудный сын, Бог тебя любит. И тогда ты имеешь ценность в Его глазах, не потому что ты хороший или плохой, но потому, что ты творение Его любви, творение Его рук. Ты имеешь ценность, и ты на пути борьбы со страстями, стараешься, Бог тебя не осудит за это, ведь знает, что ты на определенном жизненном этапе, сейчас у тебя трудности. Прилагаешь усилия и не получается – все равно Бог тебя любит. Ты как картина, за которой наблюдает Бог и видит твою попытку «сотрудничать» с Его благодатью, взять кисточку и написать в своем сердце Его лицо, лицо Бога, лицо любви Христовой. Не можешь, совершаешь ошибки, где-то только мараешь, все путаешь. И Господь говорит: «В конце хочу увидеть совершенную картину. Я не спешу. Знаю, что ты сегодня сделал ошибку, знаю, что сегодня ты лишь на пути к этому. Я не делаю выводов о тебе. Я тебя уважаю. И не сравниваю тебя ни с кем. Предо Мной предстоят святые, Ангелы и Архангелы. Со Мной и Богородица с прекраснейшей душой и милостивым сердцем. А ты кто? Нет, не говорю так». Господь так не говорит, не сравнивает, каждого любит совершенной любовью лично.