Нередко слышу вопрос: «Что такое православная или христианская психология?» «Чем эта психология отличается от светской, секулярной?», т.е. существующей отдельно от церковного влияния. «В чём принципиальная их разница»?
Тема нашей конференции связана с вопросами психического и духовного здоровья человека. И мне показалось, что в контексте депрессии, как психического заболевания и уныния, как душевной страсти будет важным немного затронуть тему страдания и совладания с ним. Ведь так или иначе к этим расстройствам человек может прийти или пройдя через глубокие страдания или продолжать страдать уже пребывая в этих состояниях.
Зависимость от смартфона, как вид аддиктивного поведения, пока не входит в международную классификацию болезней, но патологическая привязанность к электронным устройствам и страх остаться без телефона становятся сегодня угрозой психологическому здоровью человека.
О последствиях чрезмерного увлечения смартфонами и способах уберечь себя от этой страсти мы беседуем с православным психологом, теологом, руководителем службы социально-психологической помощи «Содействие» Николаем Соколовым.
Мы начинаем интересный, увлекательный путь к себе, к своему внутреннему "Я", своей аутентичности! Наша терапевтическая группа называется «Жизнь в согласии с собой».
Быть самим собой с друзьями, с коллегами, или в кругу семьи, - согласитесь, это очень важно для ощущения собственной цельности и удовлетворенности.
«Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс.39:1). Как переводятся эти слова? «Твердо уповал я на Господа, и Он склонился ко мне и услышал вопль мой». То есть упование, надежда – это, прежде всего, терпение. Я ждал с терпением, я терпел. В ожидании Господа необходимо проявлять терпение, а для этого, в свою очередь, также необходимо терпение. Отсюда и такое странное сочетание слов: «терпя потерпех». Странно звучит, странно слышится – правда?
По данным Росстата сегодня в России на каждые 100 браков приходится в среднем 65 разводов. Одна из причин, по которой супруги подают на развод, связана с конфликтами в семейных отношениях на фоне взаимных обид. О том, как можно управлять обидой и всегда ли обида это зло, мы беседуем с психологом Николаем Соколовым.
На информационную составляющую современной жизни человека я хотел бы сегодня обратить внимание. Каким образом информация может стать зависимостью, каким образом она может ограничить или лишить человека внутренней свободы? Эти вопросы задают сегодня все больше психологов. Мне хотелось бы обозначить эту тему с позиции свято-отеческого учения на эту проблему.
Нередко на телефон Доверия Епархиальной социально-психологической службы «Содействие» поступают вопросы о смысле жизни человека, о причинах страданий и самоубийстве, как способе прекращения своего бытия. К сожалению, к такому трагическому способу ухода из жизни все чаще прибегают дети и подростки. На вопрос о причинах распространения детского суицида отвечает Николай Соколов, магистрант психологической и социально-педагогической виктимологии НГПУ:
Незадолго до блаженной кончины преподобного Серафима Саровского его спросили о том, что самое трудное в духовной жизни, и почему мы живем расслабленно и не имеем строгой жизни?
Однажды был человек, который смотрел на Рождество как на какую-то глупость. Он не был скрягой. Он был очень добрым и порядочным, щедрым к своей семье, честный в своих отношениях с другими людьми. Но он не верил во все то, о чем говорилось в церквях на Рождество. И он был слишком честен, чтобы притворяться, что он верит.