Жизнь как порхание мотылька

Приходилось ли вам слышать, что у человека поверхностный взгляд? Конечно, здесь речь идет не о взгляде, брошенном вскользь, и не о беглом обзоре каких-то внешних предметов. Поверхностный взгляд... поверхностное мышление... поверхностная жизнь. Речь скорее идет об уже сформировавшемся стиле жизни, проходящем в постоянной спешке, нескончаемой многозаботливости и рассеянности.

Рискуя недостаточно глубоко рассмотреть вопрос о феномене поверхностности в нашей жизни, тем не менее попробуем разобраться в некоторых особенностях и причинах этого явления.

Старца Паисия Святогорца однажды спросили, в чем, по его мнению, основная духовная проблема современного человека. "Они [люди] хватаются за многое и тонут во множестве попечений", - ответил преподобный.

Болезнь настоящего времени

Действительно, многозаботливость, или, как сегодня говорят, многозадачность, - сущий бич современного человека. Современный мир с его ускоренным ритмом предъявляет все больше требований в сфере информации, бизнеса, формирует жажду потребления, вынуждает искать возможности социального выживания. Ставя ежедневно перед собой неимоверное количество задач, мы обрекаем себя порхать, как мотылек, с одного цветка на другой, - от одного суетного попечения к другому, не затрагивая своим сердечным взором глубину материи и бытия.

Есть различные причины, которые являются триггером, запускающим такое отношение к жизни, но всех их объединяет одно - мы торопимся "жить". И при этом постоянная гонка за жизнью, стремление все успеть создают внутреннюю установку - "настоящая жизнь начнется потом, через год или два, когда я чего-то добьюсь, а сейчас надо успевать быть в "тренде". И это делает невозможным жить осознанной и исполненной собственной жизнью уже сегодня, в текущем моменте своего существования.

Один современный богослов также сказал, что поверхностность - это болезнь настоящего времени. Общее желание немедленного, легкого удовлетворения - это проблема не материальная, а духовная. Самая большая нужда нашего времени - это не люди интеллигентные или же люди талантливые, но люди глубокие.

"Она идет по жизни смеясь?"

Помните, какими словами заканчивается эта песня группы "Машина времени?" На мой взгляд, здесь представлен типичный образ современной businesswoman, которая производит впечатление успешной и крутой леди. Она живет в стиле "встречаясь и прощаясь, не огорчаясь", "удача с ней, жизнь удалась". И все люди без исключения смотрят с восхищением ей вслед, но  при этом не догадываются, как плачет по ночам та, "что идет по жизни смеясь". Отчего же душа терзается у внешне успешной и счастливой? Ответ мы при желании найдем в словах самой песни. И, по всей видимости, история здесь об отсутствии глубины человеческих отношений, поверхностном, беззаботном порхании человека из стороны в сторону, о жизни без полезного содержания и смысла, - всё это  накатывается горьким ночным осознанием пустоты и ненаполненности своей жизни чем-то глубоким, ценным и очень важным.

Психолог Карен Хорни характеризует людей, ведущих поверхностную жизнь, как людей с беспокойным характером, погруженных в суетные дела, которые отвлекают их от решения серьезных жизненных вопросов, и до которых уже "не доходят руки, не остается времени". Не правда ли, похоже на стиль жизни современного горожанина? Как здесь не вспомнить слова святителя Феофана Затворника, что "деревенская жизнь имеет истину, а в городах и столицах все комедии играют".

В поиске легкого и выгодного пути

Конечно, поверхностный человек - это очень растяжимое понятие. Каждый вкладывает в него разный смысл, но базовая установка одна - нежелание углубляться в детали, а значит, и понимать саму жизнь. "Великое в малом" - это девиз не такого человека. Личность такого типа не особенно задумывается о чувствах других и собственной жизни, и вообще о чем-либо. Про таких людей часто говорят, что они неглубоки в моральном или интеллектуальном плане. Давайте посмотрим на некоторые причины формирования и признаки такого типа личности.

Некоторые специалисты считают, что причиной такой особенности восприятия себя и мира является незавершенность формирования некоторых функций внимания и волевой сферы человека в раннем детстве.

Изучение и анализ феномена внимания и воли вызывает определенные трудности у психологов. Это связано, как минимум, с тем, что эти процессы нигде не выступают изолированно от других психических процессов. Но так или иначе, взрослого человека с поверхностным стилем жизни и мышления можно охарактеризовать как личность, которой такие качества, как терпение, усидчивость, дотошность, рассудительность даются очень непросто. Из таких представителей вряд ли получится хороший инженер или шахматист. Существует мнение, что люди, страдающие некоторыми невротическими расстройствами, также более склонны к поверхностному стилю поведения.

Зачастую у такого человека внутри нет "морального компаса", и долгие и кропотливые размышления для него тягостны, что в духовной сфере чревато легкомысленными поступками. К сожалению, такие люди нередко пренебрегают самоанализом собственной жизни, который представляется им слишком трудным и нудным занятием, что часто приводит к повторению одних и тех же ошибок, а значит, и к разочарованию.

Митрополит Антоний Сурожский вспоминал, что часто встречал людей, которые приходили к нему с очень поверхностной исповедью, без обращенности внутрь себя. Владыка говорил, что такую исповедь взрослый человек не имеет права приносить, или приходить с таким чувством: “Ну да, я пришел, исповедовал свои повседневные грехи, поэтому имею право получить разрешительную молитву и причаститься”.

Еще одной особенностью поверхностного типа является отсутствие собственного мнения. Если внутри нет никаких убеждений и принципов, то очень трудно составить о чем-либо конкретное мнение. Но задумываться о такой проблеме этот человек не станет. В данном случае он просто принимает мнение большинства. Это представляется не только более легким, но и выгодным путем.

Водомерка или ловец жемчуга?

Как же выглядит в динамике жизни такой тип? Для более наглядного психологического портрета поверхностного человека обратимся вновь к описанию случая из жизни преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал: "Когда я жил в общежительном монастыре, то нес послушание в столярной мастерской. Старшим на послушании был другой столяр – пожилой монах, отец Исидор. У него, бедного, не было ни капли терпения. Брался он делать какое-нибудь окно, потом начинал нервничать, бросал окно – хватался делать двери, потом опять нервничал, бросал двери – лез крыть крышу – и так все оставлял на середине, ничего не доводя до конца. Одни доски терял, другие распиливал не так, как нужно... Вот так человек убивается-убивается и ничего не добивается", - сокрушался старец Паисий.

Согласитесь, образ очень похож на легкомысленную водомерку, скользящую по поверхности туда-сюда, не способную остановиться, успокоиться и заглянуть внутрь предмета.

И напротив, человека глубокого, осмысляющего процесс своей деятельности, охарактеризовал преподобный Исаак Сирин, описывая образ ныряльщика за жемчугом. Его в процессе работы бьют волны, встречаются акулы, а он, задыхаясь от нехватки воздуха, все равно окунается в самые глубины и все испытания претерпевает ради того, чтобы погрузиться на дно моря и найти одну-единственную жемчужину.

Духовное трезвение - ключ к исполненной жизни

У святых отцов встречается мысль, что один-единственный помысел способен вознести нас на Небеса, и один-единственный же помысел способен низвергнуть нас в ад. Внимательное наблюдение за своими мыслями, движениями души называется в аскетике трезвением. Это добродетель, которая нередко изображается в виде топора, которым можно свалить большие деревья, подрубая их корень. Если корень подрублен, то дерево больше не растет. Также когда ум человека, христианина, охраняется трезвением, он охраняет сердце и чувства как телесные, так и духовные от рассеяния.

Рассеянное внимание - это еще одно свойство нашего героя. Он идет по улице на работу, а в ощущениях уже  находится в кабинете у своего начальника. Не успел еще утром проснуться, а в воображении уже едет на машине или ведет деловые переговоры. Стоит утром на молитве, а умом  уже пьет горячий кофе за завтраком. А когда наступит завтрак, непременно в руках будет смартфон и блуждание по социальным сетям. Рассеянное внимание обеспечено!

Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что святые отцы признают рассеянность началом всех зол. Человек поверхностный - это человек, преданный рассеянности, он имеет обо всех предметах, и даже самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие и не утруждает себя замедлиться и направить свой внутренний фокус внимания на свои мысли, чувства, попытаться увидеть предмет за вуалью.

Поверхностный человек обыкновенно и духовно-нравственно не очень устойчив: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны. Поверхностный чужд глубокой любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков и легко возлагает на них "бремена неудобоносимые". Скорби сильно действуют на него именно потому, что он не ожидает их. Рассеянность сама карает поверхностного: временем все прискучивает ему, - и он, как не стяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному, бесконечному унынию.

"Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания", - говорил святитель Игнатий Брянчанинов.

Что же можно посоветовать поверхностным людям с рассеянным умом и бегающим взглядом? Неужели для таких людей все потеряно? Самый верный совет, наверное, может быть один, который дал известный святой нашего времени: "Без усиленной бдительности над собой невозможно успеть ни в одной добродетели. Внимание внутрь себя в глубоком уединении приносит драгоценные духовные плоды в борьбе с поверхностностью и многопопечением века сего".

Николай Соколов,

экзистенциальный психолог

www.effafa.ru