Незадолго до блаженной кончины преподобного Серафима Саровского его спросили о том, что самое трудное в духовной жизни, и почему мы живем расслабленно и не имеем строгой жизни?
Оказывается, духовный труд состоит не только в том, чтобы поститься и молиться, а в решимости изменить свою жизнь и мочь самостоятельно принимать взвешенные и зрелые решения. Решимость не должна ограничиваться лишь одним желанием, которое годами не переходит в действия. Только проявив собственную волю можно сделать шаг вперед навстречу неизвестному. Сомнения, страх изменений, не желание менять привыкшее и теплое местечко в своей улитке, внутреннее согласие отступить в случае чего - являются теми якорями, которые удерживают нас от решительных действий. Помните жену праведного Лота, которая оглянулась на горевший Содом? Про что это? Да практические про каждый день нашей жизни. У нас нет решимости противостоять греху, отвернуться от соблазняющего пристрастия, нет решимости изменить отношения в семье, решимости попросить прощения и покаяться, последовать голосу своей души в выборе своего призвания и профессии. Да, согласен, это непросто. Человек боится ошибиться и боится худших последствий. Поэтому так и остается стоять на одном месте у реки и боится сделать шаг, чтобы войти.
У преподобного Паисия Святогорца (Эзнепидис) есть замечательный рассказ, который хорошо иллюстрирует психологию сомневающегося и последствия несвоевременных решений.
На берегу реки стояли два человека, которым нужно было перейти на противоположную сторону.
Вдруг начался дождь, и по руслу горной реки побежала вода. Один был очень умный, а другой дурачок. "Дождь кончится, - стал размышлять умный, - вода спадёт, и после этого я смогу перейти на другой берег". А дурачок ждать не стал - сиганул в воду и вброд перешёл через речку. Конечно, его одежда намочилась, но он смог попасть туда, куда хотел. А дождь, вместо того чтобы перестать, лил все сильнее и сильнее. Поток становился бурным и полноводным. И в конце концов умный так и остался стоять на своём берегу - потому что переходить через реку было уже опасно.
В продолжение этого рассказа вспомнился один случай. «Всё нужно делать в своё время!» - такими словами встретила нас, паломников монахиня в иконной лавке Топловского монастыря в Крыму. Что произошло? Прибыв в монастырь, мы стали думать, что делать: сначала зайти в храм и иконную лавку или отправится сразу на источники? Идти на источники не близко, и мы решили направится к ним. Вернулись в монастырь уже к вечеру, за пару минут до закрытия иконной лавки. Мокрые то ли от воды, то ли от быстрой ходьбы ворвались в лавку, где нас и встретила этими словами любезная сестра монахиня. С тех пор я запомнил этот урок надолго. Собственно, мне кажется, об этом и говорит Екклесиаст «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время разбрасывать камни, и время собирать камни…»