По благословению ректора Хабаровской духовной семинарии архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка в стенах семинарии начались занятия для учащихся и священнослужителей Хабаровска по дисциплине «Специфические средства общения глухих». В рамках занятий рассматриваются лингвистические особенности и структура русского жестового языка.
Жестовый язык – возможно, самый необычный и интересный язык планеты. Но только небольшая группа людей владеет им. В России – это сами глухие, потом их слышащие дети, сурдопереводчики и некоторые социальные работники. Среди всех прочих, знающих жестовую речь, незначительную часть составляют священнослужители Русской Православной Церкви. На всю Россию и страны СНГ их наберется не больше двенадцати, хотя потребность в лицах духовного звания, владеющих жестовым языком, велика и очевидна.
В соответствии с российским законодательством, язык жестов признается языком межличностного общения, вследствие чего язык глухих и их культура составляют отдельную субкультуру внутри страны. В результате этого неслышащие люди находятся в информационном вакууме.
Данная программа ставит своей целью обучение священнослужителей, православных миссионеров и лиц духовного звания специфическим средствам общения глухих. Овладение навыками жестового языка будет содействовать осуществлению духовно-нравственного просвещения среди глухих людей, что позволит приобщить их к вере в Бога, научить ценить традиционные православные ценности.
Цель краткого курса в рамках семинарии – обучение студентов навыкам специфических средств общения глухих – дактилологии (пальцевой азбуки) и жестовой речи (мимике). Таким образом, священнослужители готовятся к практическому общению с глухими прихожанами.
В задачу курса «Специфические средства общения глухих» входит не только овладение студентами навыками дактилологии и определенным количеством речевых жестов, но и воспитание у будущих священнослужителей осознания важности, ответственности их будущей деятельности в осуществлении связи глухого человека со словом Божьим, Богом, что позволит неслышащим чувствовать себя равными в человеческой среде.
Восприятие слова зависит от состояния органов слуха. Если слух снижен (тугоухость) или звучащая речь вовсе не воспринимается (глухота), тогда словесная речь может быть сформирована только в процессе специального обучения. Но процесс этот длительный, растянут на долгие годы, а потребность общаться с окружающими, выражать свои чувства, побуждения глухой человек испытывает постоянно. На основе других органов чувств: зрения, обоняния, вкуса, осязания – окружающий мир отражается в его сознании, развивается наглядно-образное мышление глухого человека, и он начинает общаться с окружающими с помощью жестов. Так, естественным путем, без специального обучения возникает и развивается жестовая речь, которая для глухого человека, не владеющего словесной речью, является единственным средством общения. В дальнейшем процессе школьного и послешкольного образования глухой человек постепенно овладевает словесной речью, на ее базе у него формируется отвлеченное мышление. Но он продолжает пользоваться жестовой речью, так как это для него удобно: он овладевает ею без специального обучения в процессе живого общения, темп жестовой речи соответствует разговорной речи, жест объемен, хорошо виден с достаточного расстояния, не утомляет зрение.
В процессе длительного формирования в жестовой речи выработаны свои определенные требования, правила, нормы, которые необходимо соблюдать, чтобы овладеть культурой этой специфической формы речи. Владению ею священнослужителей или лиц духовного звания еще больше будет способствовать приобщению глухого человека к словесной речи, обогащению его словарного запаса.
Источник: pravostok.ru