Обездвиженной женщине суждено всю оставшуюся жизнь провести в больнице для бедных, но однажды она находит у своей кровати сапоги. Надев их, она приобретает способность не только ходить, но и проникать сквозь стены. Естественно, это не реальная история, а сюжет сказки «Сапоги короля Артура», пересказанный 14 января на семинаре в Свято-Сергиевской богословской православной академии http://www.sspba.ru ее автором Андреем Гнездиловым.
Это был не филологический и не культурологический семинар, а его ведущий и автор сказки – не писатель, а врач-психиатр. Доктор медицинских наук Андрей Владимирович Гнездилов – пионер отечественной паллиативной медицины. Без малого 40 лет он оказывает психотерапевтическую поддержку онкологическим больным. В 1990 году по его и английского журналиста Виктора Зорзы инициативе в Приморском районе Лахта города Санкт-Петербурга открылся хоспис - первый в России. Несколько лет Гнездилов его возглавлял и до сих пор работает там психотерапевтом. Мы неоднократно писали о нем и на сайте, и в журнале «Нескучный сад», поэтому многие наши постоянные читатели, наверное, помнят, что сказкотерапия – одна из его авторских психотерапевтических методик. Он рассказывает больным не хорошо знакомые им с детства, а собственные психотерапевтические сказки. В них не меньше вымысла и чудес, чем в обычных сказках – психотерапевтичность заключается в том, что основой для сюжета становится биография кого-то из пациентов, и именно конкретному пациенту адресована каждая сказка, ему она должна помочь. Но поскольку это не просто художественные произведения на биографической основе, а сказки, сюжет там развивается далеко не так, как сложилась судьба прототипов главных героев до болезни. Ведь пишутся они с целью помочь человеку переосмыслить свою жизнь, реализовать в своих фантазиях неосуществленный в жизни потенциал. Такие сказки, по словам доктора Гнездилова, помогают многим больным принять свою ситуацию, смириться с ней и мужественно переносить страдания.
Сказка «Сапоги короля Артура» написана для женщины, живущей в Лахтинском хосписе уже несколько лет. У нее доброкачественная опухоль мозга, но она прикована к постели. Большую часть жизни она прожила в Грозном, работала в милиции. Сын давно живет в Петербурге, а когда мать заболела, забрал ее к себе. Но у него семья, живут они в тесноте, оба работают, и женщина не захотела стеснять их. Впервые попав в хоспис, как принято, временно, она решила остаться там навсегда.
Героиня сказки, с помощью сапог обретя способность ходить и проникать сквозь стены, приходит в камеру к королю Артуру, ожидающему казни (король Артур – центральный герой британского эпоса и многих рыцарских романов, но пока историки не нашли фактов, подтверждающих, что такой человек существовал). Спасти его могут только волшебные сапоги, но тогда женщина останется без сапог и ее вновь парализует. После недолгой внутренней борьбы она отдает Артуру сапоги, он бежит из тюрьмы, а героиня вновь оказывается на больничной койке.
После того, как доктор Гнездилов прочитал ей вслух свою сказку, пациентка плакала три дня. Но это были светлые слезы – женщина поняла, что ее поступок, совершенный из любви к сыну, кем-то замечен, оценен. Не всем дано писать сказки, но каждый может проявить любовь и сострадание, помочь близкому человеку пережить тяжелые испытания во время болезни. «Забота об умирающем человеке. Проблема больного и родственников» назывался авторский семинар, который Андрей Гнездилов провел в Свято-Сергиевской академии.
Он рассказал участникам о стадиях, через которые проходит почти каждый онкологический больной. Когда человек только узнает о своей тяжелой болезни, бывает в шоке, впадает в отчаяние. На этой стадии ему нужно только сопереживание, убеждать его в чем-то, даже в том, что это попущено Богом, нельзя (особенно, если до этого человек не был верующим и даже не задумывался о Боге).
Потом страх вытесняется, появляется надежда. В эти минуты многие пытаются обратиться к Богу, но чаще не глубоко, а магически, рассчитывая, что вера непременно приведет к исцелению. Так как чуда обычно не происходит, появляется роптание, внутренний протест: за что я так наказан? Человек становится агрессивным, и агрессия выплескивается не только на окружающих, якобы виновных в его заболевании, но и на самого себя. Если на данной стадии вовремя не оказать медицинскую и психотерапевтическую помощь, возможны мысли о самоубийстве.
После такого роптания многие впадают в депрессию, отчаиваются, прощаются со всеми. Но, по словам доктора Гнездилова, именно после депрессии может наступить согласие, принятие своей судьбы. Правда, может только с помощью опытного врача или чутких медсестер. И вот тогда человек начинает искать смысл постигшего его несчастья и вообще жизни. При тяжелой болезни почти неизбежны минуты, когда собственная жизнь кажется бессмысленной, но разум не может принять бессмысленность окружающего мира. Задача врачей и близких – помочь человеку не дойти до той степени отчаяния, когда бессмысленным покажется все вокруг.
Андрей Гнездилов напомнил участникам семинара, что в любом великом произведении искусства (например, в музыке Бетховена и Чайковского) есть элементы трагизма. «Жизнь проходит между двух берегов – радости и грусти, в равновесии между ними. Не надо впадать в отчаяние из-за грусти и прикипать всем сердцем к радости. Это все преходяще», - подытожил он.
Леонид ВИНОГРАДОВ