Недавно исполнился один год, как в Новосибирске начала работу первая в России епархиальная служба социально-психологической помощи глухим и слабослышащим «Содействие».
Накануне Всемирного Дня глухого человека мы поговорили с ее руководителем, магистрантом факультета психологии Новосибирского Государственного Университета, сурдопсихологом Николаем Соколовым о том, нужна ли глухим такая служба и с какими проблемами обращаются в нее инвалиды по слуху.
- Николай Николаевич, как возникла идея организовать службу социально-психологической помощи для глухих людей?
- Идея пришла от самих глухих, которые нуждались в такой помощи при решении своих различных жизненных проблем. Как Вы знаете, уже около 10 лет в епархии ведется социальная и миссионерская работа среди людей с нарушением слуха. В Покровском храме каждую субботу проходят для них специальные службы, занятия в Воскресной школе. Мне часто приходилось оставаться после таких занятий, чтобы «выслушать» личную проблему, душевную боль кого-нибудь из наших глухих прихожан. Нередко поднимались вопросы, требующие серьезной психологической поддержки.
Тогда и было решено обратиться к Владыке Тихону за благословением об учреждении при епархиальной телефонной службе социальной помощи «Содействие» отдельного направления по работе с инвалидами по слуху.
- Эта работа основана на очном консультировании глухих или с помощью дистанционных средств связи?
- Сначала мы предполагали построить работу только по принципу телефона Доверия, но в дальнейшем решили организовать дополнительно и очные консультации, так как не у всех есть техническая возможность выхода в интернет. Да к тому же, не всегда необходимую помощь можно оказать дистанционно, в этом случае мы приглашаем на личную встречу с психологом.
- Как дистанционно глухой человек может обратиться к вам?
- Для того чтобы обратиться в службу социально-психологической помощи глухим и слабослышащим, люди с нарушениями слуха должны иметь необходимые средства связи. Для этого нужен, как минимум, мобильный телефон с функцией смс, интернет и web-камера. Взаимодействие с православным сурдопсихологом или священнослужителем происходит в форме интернет-консультации с помощью программы обмена мгновенными сообщениями ICQили по каналам видеосвязи Skype. Сразу скажу, что глухие лучше нас умеют пользоваться этими средствами связи для коммуникации в своей повседневной жизни, и с этими названиями хорошо знакомы.
- Какие особенности существуют в интернет-консультировании?
- Конечно, оказание помощи в виде интернет-консультаций не заменит живого общения, но в экстренных и особых случаях такой вид контакта бывает просто незаменим. Интернет-консультирование бывает единственно возможным для некоторых категорий людей, например для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата или человека, пожелавшего сохранить свою анонимность. Анонимность достигается отсутствием визуального контакта и позволяет снять определенные барьеры в общении, которые могут иногда возникать при личной встрече между людьми. В этом случае общение с глухим идет он-лайн в формате обычной переписки, что позволяет сохранять конфиденциальность разговора даже в людном месте. Такие абоненты могут зарегистрироваться в нашем аккаунте под псевдонимом (никами), и консультант не имеет право получить какую-либо информацию об абоненте без его согласия.
Кроме этого для дистанционного общения нет пространственных ограничений, и оно очень доступно для всех. Абонент, решивший обратиться за психологической поддержкой, может практически мгновенно соединиться со специалистом. Он избавлен от необходимости преодолевать какие-то преграды, возникающие при традиционных способах консультировании, приходить на прием и ожидать своей очереди в приемной. Например, буквально несколько дней назад на связь с нами выходили глухие из Украины и Германии. Этот вид консультаций становится уже обычной практикой, при которой психолог может оказать помощь человеку, удаленному от него на значительные расстояния, или находящемуся в комфортных для себя условиях.
- Человек, который не слышит, предпочитает визуальный контакт с психологом или письменное общение?
- Чаще всего глухие предпочитают выходить на контакт в режиме видеосвязи. Это позволяет им мимикой, выражением лица, жестами точно передать свое состояние, которое тонко улавливает сурдопсихолог и определяет методы помощи уместные на данном этапе консультирования. Психолог общается в этом случае также на жестах, что способствует формированию единого коммуникативного пространства и вызывает эффект доверительности между собеседниками, это облегчает обсуждение иногда глубоко личных проблем. В случае же письменного общения тоже есть свои преимущества, так, например, один консультант может одновременно поддерживать «разговор» с несколькими абонентами. Если одно из обращений носит кризисный характер, то остальным абонентам можно ответить немного позже, программа автоматически сохраняет все письменные вопросы.
- А с какими вопросами чаще всего обращаются глухие?
- Это те же вопросы, что беспокоят и обычных людей:трудности в воспитании детей, проблемы в семейных взаимоотношениях, часто обращаются по поводу алкогольной зависимости своих родных; были вопросы, связанные с возможностью выхода из деструктивной секты, переживаниями по поводу болезни и смерти близких людей, состояниями депрессии, уныния и т.д. Но также бывает, что человеку в трудную минуту нужен просто собеседник, сопереживающий и умеющий «слушать». Или допустим, глухой человек не знает, как обратиться в экстренные службы города, и тогда наша помощь носит чисто информационный или посреднический характер.
- Ну, ведь это же вопросы, которые решаются в обычных психологических консультациях. Почему глухие не обращаются туда?
- До создания нашей службы, в некоторых случаях, я рекомендовал глухим обращаться в такие центры. Но чаще всего, в виду отсутствия навыков жестовой речи у специалистов таких консультаций, глухие возвращались. Это был еще один довод в пользу организации нашего начинания. Да и зачастую, вопросы, которые задают глухие, лежат в плоскости духовного рассмотрения вещей, и решать их нужно с точки зрения христианского мировоззрения, а такой подход противоречит принципам секулярной психологии. Задача же православного психолога при рассмотрении жизненных проблем человека постараться дать толчок к духовному пробуждению личности.
- Ваша помощь ограничивается только духовными и психологическими вопросами?
- Для решения духовных вопросов мы направляем людей к священникам. А наша работа, как я уже сказал, носит порой информационный характер.
Например, у глухих возникают проблемы самостоятельно вызвать скорую помощь или обратиться в полицию, пожарную часть, аварийную службу газа. К сожалению, насколько, я знаю, эти службы не предоставляют глухим людям возможность обращаться к ним через экстренный sms-вызов. А скажите, что делать инвалиду по слуху, если он вдруг застрянет в лифте? Отсутствие адаптации экстренных вызовов для глухих это на сегодняшний день большая проблема, поэтому одной из наших задач является предоставление информации о работе таких служб и способах взаимодействия с ними.
- Каким образом можно глухому человеку записаться на консультацию или экстренно связаться со специалистом?
- Для установления контакта необходимо cделать видеозвонок в программе Skype в адрес пользователя «Содействие» (логин dialogi5) или написать в ICQ 443443769. Бесплатная интернет-консультация для людей, лишенных слуха проводится в понедельник и четверг с 20.00 до 21.00 час. В экстренных случаях можно отправить смс-сообщение на номер 9139852712. Обычно на первой беседе выявляется круг психологических проблем, и предлагаются возможные формы и варианты дальнейшей помощи.
- Спасибо, Николай Николаевич, а я напомню нашим читателям, что для людей без слуховых нарушений в городе работает епархиальный телефон социальной помощи «Содействие». Его номер 22-739-22. Ежедневно с понедельника по пятницу с 18-21 часа на ваши вопросы отвечают священнослужители Новосибирской епархии.
Беседовала Наталья Пендюрина
Новосибирский Епархиальный Вестник №10, 2012