«ПОПРОБУЙТЕ ОБЪЯСНИТЬ 3-ЛЕТНЕМУ СЛЕПОГЛУХОМУ РЕБЕНКУ, ЧТО ТАКОЕ СТОЛ»

Директор ФГБУ Детский дом слепоглухих Галина Константиновна Епифанова и настоятель храма при интернате в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому иеромонах Феофилакт ‒ о том, как живут, учатся и молятся их воспитанники в Сергиево-Посадском Детском доме-интернате.

Каждый день мы общаемся друг с другом. Взрослым и маленьким людям приходится обрабатывать огромное количество информации, поступающей извне: увиденной и услышанной. С детства мы учим наших детей понимать друг друга: слышать и слушать, взаимодействовать с окружающим миром. В Ветхом Завете, в книге Бытия, повествуется о стремящейся ввысь Вавилонской башне, которую пытались воздвигнуть люди, дабы прославиться и добраться до Божественного чертога самостоятельно. Господь попрал это тщеславное желание, разделив их на народы, вложив в уста разные языки, они перестали понимать друг друга и больше не могли продолжать общее строительство, разошлись по земле, со временем забыв о своем родстве: так образовывались новые народы, культуры, языки, традиции и обычаи. В настоящее время насчитывается от 2500 до 7000 языков, на которых говорят разные народы нашей планеты. Всем нам известен тот неловкий момент, когда, попав в общество иностранцев, мы слышим вокруг себя чужую речь и не понимаем, что говорят окружающие нас люди. Согласитесь, нам хочется их понять, но без специального переводчика сделать это совершенно невозможно. Ну, или нам придется коммуницировать невербально, при помощи жестов. И как же бывает приятно, когда, изучая иностранный язык, ты постепенно учишься слышать, слушать и понимать чужую речь, когда ты и сам уже можешь говорить на другом языке. Это маленькая победа, которая открывает перед человеком новые возможности.

Итак, до 7000 языков... Но сегодня мы поговорим с вами об одном, особенном языке. Мир людей, наполненный звуками и шумом, лицами и красками, такой, каким его знаем мы, доступен не всем. Есть для нас вечные «иностранцы», чтобы понять которых, нужно хотя бы на 5 минут закрыть уши и глаза и попытаться, например, перейти дорогу или почистить картошку. Жизнь слепоглухих людей в мире зрячеслышащих, а может быть, наоборот? Слепоглухие дети ‒ другой мир, другая вселенная, другое всё ‒ и долгий путь кропотливой работы гениальных педагогов, шаг за шагом приближающих их к пониманию: я просто не вижу и не слышу, но моя жизнь наполнена радостью, событиями и красками, я все могу, я развиваюсь, я живу. И каждый день благодарю за это Бога.

Речь пойдет о Детском доме-интернате слепоглухих детей, расположенном в Сергиевом Посаде, уникальном в своем роде месте, где дети обретают новую жизнь и учатся преодолевать выпавшие на их долю трудности.

Немного истории

Детский дом слепоглухих был организован в Загорске (ныне Сергиев Посад ‒ Прим. автора) в 1962-м году постановлением правительства, по инициативе двух выдающихся психологов ‒ А. И. Мещерякова и И. А. Соколянского.

Капля в море ‒ единственный интернат на весь Советский Союз

В 1963-м г. Детский дом уже принимал первых воспитанников в тогда еще небольшое здание в центре города, рассчитанное всего на 50 детей. Капля в море ‒ единственный и уникальный интернат на весь Советский Союз(!). Но, как известно, именно капля точит камень.

Историю развития Детского дома-интерната можно условно разделить на 2 важнейшие составляющие. Так, период с 1963 года характеризовался мощнейшим прорывом в науке. Был успешно проведен эксперимент под названием «Загорская четверка». Он представлял собой попытку обучения в Университете (факультет психологии МГУ) четверых воспитанников интерната с полной потерей зрения и слуха. Именно в то время психологами и педагогами кропотливо разрабатывается программа по развитию, адаптации и обучению детей, которая используется по сей день и дает колоссальные результаты. А в 1990-е годы интернат обрел новую, духовную жизнь. Сначала это была маленькая домовая церковь из трех комнат в здании самого Детского дома. Но со временем пришло понимание необходимости строительства полноценного храма.

Так в 2011-м году на территории интерната был воздвигнут храм, где каждый день в настоящее время служится литургия. Дети, помимо светских знаний, получают духовное воспитание, что делает их жизнь полноценной, несмотря на физические недуги.

Галина Епифанова:

«Не жалеть, а любить и помогать познавать мир и людей»

‒ Галина Константиновна, с чего начинается работа с поступающим в интернат воспитанником?

Даже для своих родных они ‒ будто инопланетяне

‒ Первое, чему мы обучаем наших детей, в каком бы возрасте они к нам ни приехали, ‒ это навыки самообслуживания. Особенно если речь идет о тотальной потере способности слышать и/или видеть. Почти все наши дети (а их на сегодняшний день 200 человек) имеют семьи, родителей. Но даже для своих родных они ‒ будто инопланетяне. К сожалению, не имея определенных знаний и навыков работы со слепоглухими, очень трудно дать им главное: научить их жить в мире пространства, предметов, звуков, элементарно объяснить им, что есть день, что есть ночь. Ведь способ освоения информации у этих людей не просто более трудоемкий, он другой априори.

Поэтому родители принимают, безусловно, непростое для себя, но верное для своего особенного ребенка решение ‒ привозят его к нам.

Конечно, есть случаи, когда родители, отдав детей к нам, пропадают, никак не заявляют о себе на протяжении долгого времени. Иногда приходится нам заниматься поисками близких.

Есть дети, слепота и/или глухота которых стала следствием жестокого обращения в семье. От некоторых судеб сжимается сердце, поэтому еще одна важная задача для нас ‒ нести детям радость и любовь, чтобы в их сердцах не осталось места страху, злобе, боли.

‒ Как строится день воспитанников?

‒ Одним из ключевых моментов является распорядок дня и режим, а также постоянная занятость детей каким-то делом. Четкое расписание помогает ребенку правильно ориентироваться во времени. Для примера: если воспитанник спрашивает, когда будет обед, ему перечисляют все действия из распорядка дня до обеда. У малышей рядом с кроватью на тумбочке в определенном порядке выложены маленькие игрушечки, которые обозначают различные предметы ‒ зубная щетка, чашка и тд. Проснувшись, ребенок нащупывает первый предмет (допустим, зубную щетку), так он понимает, что сейчас должен заняться утренними процедурами. Эту щеточку потом он кладет в специальный мешочек, который носит с собой, чтобы понимать, какое дело он уже сделал, и напоминать себе, что надо делать дальше. Потом он нащупывает чашку, готовится к завтраку и т. д. Один из важнейших навыков ‒ детей учат играть, взаимодействовать друг с другом, понимать и чувствовать тех, кто находится рядом с тобой. Помимо школьной программы, которую дети начинают осваивать с восьми лет, ребята поют, у нас есть собственный ансамбль, занимаются в мастерских (лепка, ткацкая, швейная), рисуют, гуляют, занимаются творчеством.

Пение для многих ‒ счастливый билет во взрослую, самостоятельную жизнь

Пение для многих ‒ это не просто увлечение, это счастливый билет во взрослую, самостоятельную жизнь. У нас есть дети с удивительными голосами, они поют в нашем храме на клиросе. Мы говорим им, что и потом вы всегда сможете устроиться певчими в храме, обретаете добрую и такую полезную профессию.

‒ Ваш храм был построен специально для детей из интерната? Как вы сами пришли к Богу?

‒ Начну со второй части вопроса. Я росла в советское время, была активным гражданином, комсомолкой. Но всегда знала, что Бог есть. Никогда не отрицала и не была настроена враждебно к Церкви. Когда училась, то нет-нет, да и заглянешь в лавру. Постоишь, послушаешь, свечку поставишь ‒ хорошо от этого было на душе. А 21 год назад у меня родилась внучка. Роды у дочери были преждевременные, и вот тут-то я лицом к лицу столкнулась со страхом и ужасом потерять самое дорогое. Первое место, куда я побежала, был храм. Молилась так, как никогда раньше, просила и верила, верила и просила. Господь нас услышал. С тех пор без храма уже не представляю своей жизни.

В начале 1990-х годов Детский дом требовал расширения. Нам дали новое здание, то самое, в котором мы сейчас с вами и находимся. О нас стали узнавать, интересоваться нами, в том числе даже другие церковные конфессии. Первыми интернат стали посещать монахи из Симоновского монастыря (там находится община глухих). Пытались навещать детский дом католики и протестанты. Но эти визиты всегда оставались в рамках ознакомительных, что-то вроде обмена опытом. Довольно быстро они сошли на нет. Со временем пришло понимание, что мы нуждаемся в собственном храме, нам нужен свой священник, чтобы исповедовать и причащать детей можно было чаще. И прямо в здании интерната, руками студентов и выпускников Московской духовной академии, семинарии и Иконописной школы, был создан домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского. И началось служение. Это было счастье.

Еще позднее, стараниями благодетелей и по благословению наместника Троице-Сергиевой лавры, началось строительство полноценного храма на территории нашего интерната.

В ходе строительства родилась идея создания в цокольном этаже нижнего крестильного храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), профессионального врача, в конце жизни потерявшего зрение. И вот 6 сентября 2011 г. храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому праздновал свой первый престольный праздник. Новый храм открыл свои двери не только для наших деток, но и для людей, живущих рядом.

Вера ‒ лучшее средство от отчаяния, уныния, дурных мыслей

Я счастлива, что, помимо навыков для повседневной жизни, навыков общения, помимо знаний, мы даем своим воспитанникам духовное воспитание. Вера ‒ лучшее средство от отчаяния, уныния, дурных мыслей. Дети любят храм, они знают и чувствуют, что нужны Богу, нужны Его Церкви. Эти дети очень нужны и нам, зрячеслышащим. Каждый день мы учим друг друга терпению, милосердию, любви, взаимопониманию. Конечно, есть трудности, есть переходный возраст, который также стучится в жизнь слепоглухих подростков, иногда даже с большей силой. Но мы и они знаем, что нельзя опускать руки, что надо жить.

С нашим ансамблем мы ездим на гастроли, нас любят и приглашают, для детей это всегда огромная радость.

‒ Какова дальнейшая судьба тех, кто выпустился, как встречает их жизнь, что их ждет?

‒ Главное, что наши дети учатся тому, что надо уметь жить несмотря ни на что, несмотря ни на какие трудности. Их жизнь ‒ это почти всегда преодоление: именно так, кстати, называется наш ансамбль. Есть те, кто продолжает свое обучение, получает специальность, многие осваивают в совершенстве навыки шитья, что тоже сильно помогает в жизни. Многие, как мы уже говорили, связывают свою жизнь с музыкой. Сейчас мы чаем строительство большого реабилитационного центра для слепоглухих в нашем городе, где наши выпускники смогут получать рабочие места в качестве педагогов.

Получив знания и умения, дети возвращаются в свои семьи. Кстати, очень часто рождаются новые семьи среди наших воспитанников, на свет появляются здоровые детки. Трудности? Конечно, есть, но «Преодоление» ‒ это сильнее трудностей.

‒ А тот эксперимент? Как сложилась судьба «Загорской четверки»?

‒ Опыт удался ‒ это если кратко.

Юрий Михайлович Лернер, его уже нет с нами (1946‒2003), стал скульптором, работал в нашем интернате.

Сергей Алексеевич Сироткин ‒ кандидат философских наук. Председатель Совета по работе со слепоглухими при Центральном правлении Всероссийского общества слепых. Председатель постоянной Комиссии по деятельности слепоглухих при Европейском Союзе Слепых.

Наталья Николаевна Корнеева (ныне Кралытова) ‒ жена и мама. Работает научным сотрудником в Психологическом институте РАО.

Александр Васильевич Суворов (р. 1953) стал доктором психологических наук. Является Президентом Сообщества семей слепоглухих. Профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.

‒ Галина Константиновна, чему вас как педагога, как зрячеслышащего человека научили ваши воспитанники?

 С первого дня, как я пришла работать в Детский дом, я поняла, что необходимо любить этих детей и воспринимать их как обычных детей.

Не жалеть, а любить и помогать познавать мир и людей. Жалость мешает им развиваться.

Иеромонах Феофилакт:

«Здесь нет противопоставлений, не ставится границ, нет насмешек и унижений»

У отца Феофилакта небыстрая тихая речь, он излучает спокойствие и умиротворение. Порой он умолкает, задумывается, пытаясь подобрать верное слово о юных воспитанниках ‒ главных своих прихожанах, для которых и был построен этот замечательный храм.

‒ Отец Феофилакт, как давно вы здесь на служении? Расскажите о детях, может быть, об особенных правилах, которые надо соблюдать в вашем храме? Я была здесь со своими детьми два раза на литургии, первое, что замечаешь сразу, ‒ этот храм построен для детей. Он детский, семейный. Начиная от деревянного резного Распятия в рост ребенка и заканчивая общей атмосферой теплоты, терпения и полного принятия особенностей юных прихожан. Учтены все потребности людей с ограниченными возможностями: пандусы, низкие подсвечники, открытый придел блаженной Матронушки ‒ это вообще какое-то чудо...

‒ Да, Анастасия, вы не первая, кто это замечает. Даже в городе нас в шутку называют детским храмом. Мы не против (улыбается ‒ Прим. авт.). Наши дети ‒ наша ценность и достояние. И главная задача ‒ донести слово Божие абсолютно до каждого ребёнка. Создать атмосферу сопричастности. Поэтому нашу службу глухим детям транслируют сурдопедагог (переводчик для глухих) и тифлопедагог (переводчик для слепоглухих). Все богослужебные тексты, молитвослов, псалтирь, акафисты переведены для них на язык Брайля, дети «читают» пальцами. И еще как читают. Зрячий человек, заглянувший к нам на службу, не сразу поймет, что, например, молитвы ко Святому Причащению четким, хорошо поставленным голосом считывает пальцами слабовидящий или вовсе слепой ребенок. Это, конечно, результат колоссальной работы педагогов, воспитателей и, безусловно, самих детей. В нашем храме очень много резных икон, созданных из камня, дерева, гипса. Все они висят на доступной высоте для детей, они могут «рассмотреть» их руками. Иконостас ‒ еще одна особенность нашего храма. Царские врата низкие, и по сторонам от них – окна, которые дают возможность детям заглянуть внутрь алтаря. Это редкая конструкция. Такого «прозрачного» иконостаса нет практически нигде. Благословение на необычную работу, как и на всё строительство, дал наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Лучшая самореализация для этих детей ‒ чувствовать, что ты кому-то нужен

Для нас важно, чтобы каждый смог реализовать себя, в том числе здесь, в храме. А лучшая самореализация для этих детей ‒ чувствовать, что ты кому-то нужен, что твое плечо, твоя рука полезна для твоего ближнего. Поэтому воспитатели всячески поддерживают взаимопомощь среди воспитанников. Вот они входят цепочкой, держа друг друга за плечо. Слабослышащие ведут за собой слабовидящих, слабовидящие тоже стараются быть полезными для своих близких, поют и читают. Вот она, мощная школа любви, жизни вопреки. При этом воспитатель всегда рядом и в любую минуту готов прийти на помощь.

А вот что не стоит делать в нашем храме, мы всегда объясняем, и наши постоянные прихожане знают ‒ так это не надо пробовать помочь невидящим самостоятельно. Так как органы зрения и слуха у детей неактивны, это компенсируется наличием повышенной тактильной чувствительности, поэтому посторонний человек, при всем желании помочь, скорее всего, неправильно прикоснется, неправильно возьмет ребенка. Реакция на чужое прикосновение будет незамедлительной. Ребенок может резко отдернуть руку, отшатнуться. Нет, не потому что наши дети агрессивны, а потому что велико чувство самосохранения, привычка доверять либо воспитателю, либо такому же, как ты сам. Так что если увидели, что кто-то потерялся, заметался, обратитесь к воспитателю ‒ это будет самая лучшая помощь.

‒ Батюшка, а можно ли сказать, что эти дети ‒ особенные, что, при отсутствии телесного зрения, им открывается духовное видение?

‒ Вот с этим надо быть очень осторожными... Господь всегда дает нам то, к чему мы готовы и что мы можем достойно понести. Духовное видение ‒ это в первую очередь тяжелый крест, Господь, по Своей милости, не дает его неготовому человеку. Иначе это, скорее всего, будет во грех и в падение.

Как-то у нас был случай: со слепым мальчиком разговаривал... столб. Батюшка покропил столб святой водой, и он замолчал. Мальчик был крайне возмущен, даже начал его (столб) бить: «Почему ты молчишь?» Ясно, что это нехорошие силы хотели подобраться к нашему пареньку.

Конечно, существует телесная компенсация, дети считывают и познают этот мир за счет других чувств, например, тактильных. Но слепота телесная не подразумевает под собой обязательное видение мира духов. Это надо четко понимать, что здесь мы абсолютно в равных условиях. Конечно, Господь являет Себя, Он исцеляет. Вспомните 9 главу Евангелия от Иоанна, в которой Господь исцеляет слепорожденного:

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божьего? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но так как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9, 35‒41).

Видел, то есть пока еще был слеп, ‒ вот здесь Господь говорит об открытых духовных очах: этот человек был готов к исцелению, и он получил его от Господа, как естественное продолжение глубокой веры и смирения и во славу Божию.

‒ А есть ли у ребят некая озлобленность, недовольство, вопрос «а почему я не такой, как все?»

‒ Никакие человеческие переживания и чувства этим детям не чужды. Но на протяжении своего служения в большей степени я увидел в них огромную благодарность окружающим их людям. Есть ощущение какой-то, если так можно выразиться, врожденной благодарности. Они понимают, что зависимы и нуждаются в помощи зрячих и слышащих, но это их не озлобляет, а учит самих быть отзывчивыми и с открытыми сердцами.

‒ На ваш взгляд, что самое важное для ребят?

‒ Самое важное ‒ внимание и понимание. Материальные блага, подарки для них не так важны, оно и понятно. А вот общение, нахождение рядом с людьми, которым доверяют ‒ это лучше и ценнее любых подарков. Для них и шоколадка уже праздник.

(Что верно, то верно. Сегодня после литургии отец Феофилакт поздравлял двух воспитанников интерната ‒ нынешнего мальчика-алтарника и бывшего, уже взрослого мужчину, который приезжает каждое воскресенье в родной храм и обладает невероятным по глубине тембром голоса. Одно только ласковое обращение отца Феофилакта с добрыми словами и жестами уже осветило лица прихожан. Ну, и без шоколадок, конечно, не обошлось. ‒ Прим. авт.).

‒ Получается, вы и руководство интерната тесно взаимодействуете друг с другом?

‒ Конечно, мы одно общее дело делаем. Поэтому если и возникают разногласия, то всегда стараемся действовать в интересах наших воспитанников. А вообще могу сказать точно: какая закваска ‒ такие и дети. Галина Константиновна ‒ замечательный педагог и директор, она действительно на своем месте. Имеет за плечами огромный опыт в дефектологии и общении с детьми. Она поддерживает и помогает всему педагогическому составу, старается сделать их жизнь лучше, приходит на помощь в сложных жизненных ситуациях. Одним словом, создает наилучшие условия для того, чтоб люди работали с удовольствием и по совести. Считаю, в этом кроется основа успешной и результативной работы нашего интерната.

Здесь мы все едины перед Господом, все ‒ братия и сестры во Христе

‒ На ваш взгляд, самое важное, чему обучают воспитанников?

‒ Думаю, что важно все. Тут именно представлена целостность воспитания ‒ научные и педагогические наработки советского времени и духовный пласт, который дает Православная Церковь, духовное воспитание. Если говорить о конкретном навыке, то мне видится очень важным то, что в интернате не подчеркивается ущербность человека. Ребенка обучают разным видам деятельности, объясняют, что и как он должен делать, а затем учат закреплять полученные знания в самостоятельном труде. Здесь детей учат жить и брать на себя ответственность за полученные знания и совершенные действия. Думаю, что это необычайно важно! При храме создана воскресная школа, где дети также получают живые знания, изучают слово Божие, трудятся, занимаются творчеством, взаимодействуют со зрячеслышащими детьми. Нет противопоставлений, не ставится границ, нет насмешек и унижений. Здесь мы все едины перед Господом, все ‒ братия и сестры во Христе. Наверное, это самое главное в нашей жизни!

С Галиной Константиновной Епифановой и иеромонахом Феофилактом (Кирилловым)
беседовала Анастасия Птицына

 

www.pravoslavie.ru