Духовные слепота и глухота


Многие души огрубели: и очами не видят; и ушами не слышат. Есть слепота и глухота телесная – трудно переносить их, но духовная глухота и слепота гораздо ужаснее. Да избавит нас от этого Господь Бог.

преподобный Варсонофий Оптинский

Эти слова преподобного старца Варсонофия Оптинского обращены к каждому из нас! Попав на страницы этого сайта, Вы можете подумать, что он может быть интересен только для инвалидов, в частности, для людей, лишенных слуха. Но не торопитесь перемещаться в бескрайние дебри всемирной паутины. Задержитесь здесь на минутку, и может быть Вы откроете для себя безграничный мир любви и милосердия. Мир Вашего спасения! Ведь все о чем говорится на станицах этого портала имеет самое прямое отношение к Вашей духовной жизни, а значит и к Вашему спасению!

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк., VI: 36)

Милосердие весьма любезно и спасительно. Оно весьма любезно для всякого нуждающаяся, особливо нищаго, потому что снабжает их нужным. Оно спасительно для всякаго из нас, потому что снабжает их нужным. Оно весьма спасительно для всякаго из нас, ежели мы милосерды из чистой любви к ближнему, потому что оно строит для всякого так милосердого крепкий мост к небесам, и безопасно вводит в Царство Божие. Ибо Господь сказал: "Блажены милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф., V: 7). А кроме сего сказал: "... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф., XV: 40). Но таким образом Господь сам делает себя должником милосердаго, и — милосердому, очевидно, весьма хорошо. Посему всякий из нас должен признавать величайшим счастием для себя, что он так или иначе может оказывать милосердие. А требующих милосердия весьма много. На месте, в котором находимся, обращает на себя внимание и требует нашего сострадания и милосердия особенно глухота, частию сама по себе, а частию, и наипаче, потому что она ведёт к весьма важному размышлению.

Телесный слух — весьма благодетельное чувство. Кого Господь Бог снабдил этим великим даром, тот может пользоваться весьма многими благами: тот удобно может получать от других многое ему полезное и нужное, тот может слышать усладительное и возвышающее к Богу душу пение, назидательный и оживляющий душу разговор, и что всего важнее, тот может слышать Христово учение и умудряться во спасение своей души. Напротив, кто не имеет великаго дара Божия, слуха, тот не может пользоваться ничем сказанным. Например, глухой скучен, и имеет нужду в утешении, милосердствующий душевно желал бы сообщить ему, к его успокоению, свои мысли и чувствования, но обыкновенным образом не может, и — глухой остается без утешения. Резкий звук колокола зовёт его к Божией службе, но он не слышит сего, и — о службе Божией не слышит. Соловей превосходно поёт свою утреннюю, или вечернюю песнь, и призывает всё создания хвалить Бога, но это пение не трогает его, он не слышит. В доме Божием преподаётся слово вечной истины, многие явно умиляются, а он стоит в совершенном равнодушии, и только дивится, отчего люди чувствуют такое умиление.

И так глухота есть большое несчастие, достойное сердечного нашего сострадания и милосердия.

Но между людьми, к несчастию, бывает другая глухота, глухота духовная, которая уже крайне несчастна, частию потому, что для страждущаго духовною глухотою спасение недоступно гораздо более, и частию потому, что духовною глухотою поражается несравненно большее число людей, нежели глухотою телесною. Духовно глух тот, кто не слышит голоса истины, голоса совести и зова благодати Божией. Духовно глухой, как говорит святой Пророк, имеет уши и не слышит (Иер., V: 21), потому что у него, как говорит Пророк, уши не обрезаны, и слышать не может (Иер. VI: 10). Эта духовная глухота, говорю, крайне несчастна, потому что она лишает человека самого высшего блага. Ибо духовно глухой не может слушать слово Божие от посланников Божиих, а посему он не может приобрести твёрдую веру в Сына Божия, без которой, как говорит святой Апостол, невозможно угодить Богу (Евр., XI: 6), а следовательно, невозможно и спастися. Ибо вера, как удостоверяет тот же святой Апостол, от слышания, а слышание от слова Божия (Рим., X: 17). Когда Божественная истина проповедуется духовно глухим, то она, как Господь сказал о глухих сего рода, не вмещается в них (Ин., VIII: 37), то есть не проникает ни в их ум, ни в их сердце.

Итак духовно глухие крайне несчастны и достойны самого глубокого сострадания и неутешного плача, потому что их не привлекает даже и самое высшее благо. Они совершенно огрубели и не внимают ни голосу истины, ни голосу совести, ни зову благодати Божией. Посему о всех их должно сказать тоже, что Господь наш некогда сказал о духовно глухих иудеях: слухом услышите, и не имате разумети. Но таковых духовно глухих, к несчастию, весьма много было во все времена. Много их и в наше время. В наше время много весьма хладнокровных к вере, несмотря на то, что Святая Церковь со святым Апостолом ясно говорит: "Без веры угодить Богу невозможно ..." (Евр., XI: 6), или ещё более, с самим Господом: "Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия". Многие в наше время признают себя несомненно верующими, но об исполнении учения веры почти не думают, хотя святой Апостол ясно им говорит, что "вера без дел мертва" (Иак., II: 20), и что во Христа Иисуса может (имеет силу) только "вера, действующая любовию" (Гал., V: 6). Многие идут широким путём, и стараются удовлетворять всем своим пожеланиям, хотя Господь ясно сказал, что широкие врата и пространный путь ведут в погибель (Мф., VII: 13). Многие мечтают, что они невинны, или сами собою исправятся и сделаются невинными, хотя святой Апостол твёрдо сказал: "... все согрешили и лишены славы Божией" (Рим., III: 23) и, кроме Иисуса Христа, "... нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян., IV: 12).

Отчего эти многие люди впадают в такое заблуждение, и остаются в сем заблуждении без всякого опасения какого либо несчастия? — Без сомнения оттого, что они духовно глухи: они имеют уши, еже слышати, и не слышат. Из всего того, что им говорится, ничто не падает на их сердце, или даже, как говорит святой Пророк, они не имеют сердца.

Поелику наш Господь требует от нас, чтобы мы были милосерды, как Отец наш милосерд, то и будем милосердны ко всем глухим, ежели не чем иным, то, по крайней мере, нашею усерднейшею молитвою о всех них, а особливо — о глухих духовно: потому что богоподобное милосердие расположилось и открыло возможность сообщить телесно глухим нужное для их спасения и независимо от их слуха, но глухие духовно уши имеют, чтобы слышать, а не слышат (Иез., XII: 2). Не слышат намеренно, и, как сказал Господь, "да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф., XIII: 15). Эти глухие должны производить во всех нас непрестанную болезнь сердца, и располагать нас к самой глубокой молитве об их исцелении и спасении. Аминь.

 

Слово Высокопреосвященнейшего Григория,
митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского,
произнесённое в церкви училища глухонемых,
на литургии в день празднования пятидесятилетнего юбилея училища.

Комментарии

Отправить комментарий