Некоторые особенности и проблемы духовно-просветительной работы среди глухих

Наши IX Рождественские Новосибирские Образовательные Чтения посвящены в первую очередь рассмотрению такого важного вопроса, как участию общества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Сегодня достаточно много говорится о необходимости скорейшего преодоления кризиса в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Но чаще всего речь идет о работе со здоровым, дееспособным населением. Это конечно основная, можно сказать приоритетная часть нашего общества. Но нельзя забывать, что рядом с нами живут десятки, сотни тысяч людей - детей, подростков с ограниченными физическими возможностями, которые не менее чем их здоровые сверстники нуждаются в духовно-нравственном просвещении.

Позволю себе утверждение, что из всех категорий инвалидов люди с нарушениями слуха и категория слепо-глухих людей, являются информационно наиболее изолированы от внешнего мира и имеют ограниченную возможность приобщиться к духовно-нравственным ценностям.

Духовное здоровье цивилизованного общества определяется по его отношению к инвалидам. Каким может быть духовное здоровье нации, когда огромная часть инвалидов – граждан нашего общества – просто выброшены и оставлены на произвол судьбы. К сожалению, многие из них вступают в преступные сообщества или влачат жалкое порочное существование.

Мы не ставим сейчас задачу исследовать причины такого падения, но очевидно одно, что корень этого бедствия кроется в недостаточном воспитании в детстве. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек ещё в дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости. Это должны помнить в первую очередь педагоги и родители.Но, учитывая, что ни школа, ни семья сами по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей-инвалидов, то становится чрезвычайно важным сегодня укрепление институтов семьи, школы, и Церкви. Только объединив их усилия можно говорить о возможности восстановления и распространения традиционной духовно-нравственной культуры среди всех слоев населения.

Семья.К сожалению, сегодня семья отчасти утратила свою воспитательную функцию. Особенно, это видно, когда в семье воспитывается ребенок-инвалид, который большую часть времени проводит в специализированной школе-интернате. Некоторые родители просто спихивают детей на школу, по сути дела не желая заниматься их воспитанием.

Бытует и другая крайность, когда воспитательные мероприятия в школе идут в разрез с семейным укладом, не всегда благочестивым. Видя развращенную жизнь взрослых, которая особенно питается стремлением к пустому богатству и праздности, ребенок теряет те нравственные ориентиры, которые нужны в его юном возрасте. Воспитание в этом случае каких-то высоких благородных порывов просто невозможно.

Дорогие родители! Вы – опора, поддержка и, безусловно, первые наставники собственных же чад. «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение. Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему несчастью. Нам нет извинения, если дети у нас развращены». Эти слова святителя и великого учителя Иоанна Златоустого сегодня как никогда звучат актуально в нашем обществе.

Сегодня общество захлестнул детский алкоголизм, табакокурение, наркомания. На телеэкранах круглые сутки пропагандируют жестокость, насилие, безнравственность. Сегодня стиль жизни и поведение, особенно, глухих детей, формирует реклама. Посмотрите, какие призывы на рекламных щитах Новосибирска пронизывают сознание наших детей. Казалось бы, безобидная реклама шоколада, но какой несет в себе страшный деморализующий призыв: «Уступи соблазну», или другая реклама настойчиво рекомендующая «Не сдерживать свои желания», я уже не говорю про «мобильных вампиров» и прочие рекламные трюки.   Кто может хотя бы частично оградить детей от влияния этого духа времени? Прежде всего, конечно семья.

Родительский дом – это колыбель, где ребенку с самых малых лет закладываются такие качества, как ответственность, терпимость, прощение, любовь к Родине и другие добродетели. Никакие слова не заменят в воспитании ребенка, живого примера своих родителей и добрых семейных традиций. Воспитание детей – это, прежде всего самопожертвование и глубокое и ежедневное изменение самого себя. Жан Ванье, французский философ, говорил, что он приобрел ценные качества необходимые для христианина, работая с детьми- даунами: «Когда мы работаем с инвалидами, то нам кажется, что мы пытаемся сделать из них людей, а на самом деле это они делают из нас христиан».

Говоря о воспитании ребенка-инвалида, мы не собираемся изобретать велосипед и предлагать новую модель в воспитании детей. Но, естественно, в воспитательном процессе важно обращать внимание на те стороны и методы которые будут наиболее близки, доступны и эффективны для воспитания ребенка-инвалида. Так, например, если ребенок лишен слуха, то, естественно его воспитание строится на восприятии зрительной информации. Такому ребенку в первую очередь необходимы зрительные образы. Изучая Закон Божий, другую духовно-нравственную и религиозную литературу желательно сопровождать обучение показом рисунков, слайдов. Полезно, если и сам ребенок будет зарисовывать прочитанный материал.

С раннего возраста детей с нарушениями слуха можно погружать в мир музыки, искусства. Глухой или слабослышащий ребенок в состоянии улавливать вибрации и дифференцировать звучание различных музыкальных инструментов и даже научиться играть. Маленький человек с нарушением слуха особо восприимчив к усвоению эстетических сторон жизни. Посещение выставок произведений искусств, созерцание Божественной природы должно стать неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания и привития ребенку любви к окружающему миру.

Разумеется, я далек от мысли, что приобщение ребенка к прекрасному решит все наши проблемы с нравственным воспитанием детей. Но ведь речь идет о том, чтобы пусть отчасти оградить детей от духовной отравы и приобщить ребенка к традиционной православной культуре, создать для него полноту жизни, что является обязательным условием успешного включения глухих детей в наш большой мир.

Какими будут наши дети в будущем, каким будет наше общество через несколько лет - во многом зависит от нас - родителей.

Школа.Если в семье, где воспитываются дети с нарушением слуха родители объясняют отсутствие должного внимания к воспитанию ребенка пребыванием их чада в школе-интернате, то, к сожалению, среди работников специализированных коррекционных учреждений подчас бытует мнение, что глухие дети – это приспособленцы с низким уровнем духовной культуры, которых пытаться духовно развивать - пустая трата времени. Ведь известно, что глухота в общественном сознании до сих пор ассоциируется с глупостью.Некоторые руководители и учителя школ искренне удивляются: «А для чего ребенку-инвалиду духовно-нравственное воспитание и тем более религиозное образование»? Задавая такой вопрос, педагог выражает свое отношение к ребенку-инвалиду, как к ущербному созданию, неспособному воспринимать нравственные идеалы. Таким учителям нелишне будет напомнить слова Священного Писания: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего». (Мф.18;10,12). И далее - «нет воли Отца Вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». (Мф.18;14).

Однако из истории духовно-нравственного просвещения глухих до нас дошли сведения, что уже в самом начале XIXвека глухие имели широкое представление о религии и нравственности; посещали церковь, участвовали в беседах, разъясняющих смысл богослужений. Достаточно сказать, что в 1902 году в России уже находилось 27 школ для обучения глухонемых, находившихся в ведении Святейшего Синода.

К сожалению, духовно-нравственное воспитание неслышащих детей в наше время находится на более низком уровне, чем в конце XIXвека, и носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер, что является следствием невысокой духовной культуры глухих.

Сегодня в Новосибирской области для глухих детей и молодежи действуют три специализированных школы-интерната, два детских сада, ПТУ и Институт Социальной реабилитации глухих и слабослышащих. К сожалению, плановая, серьезная работа по духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию не проводится ни в одном из них.      

Одной из главных причин здесь можно назвать отсутствие подготовленных кадров, способных вести такую работу среди глухих. Правда здесь существует и другая причина. Всем известно, что глухие пользуются жестовым языком. Но оказывается, что до сих пор Русский Жестовый Язык официально не  признан, как государственный язык межличностного общения и поэтому не может использоваться в дошкольных и школьных учебных заведениях. Это создает коллизию, когда с одной стороны глухой или слабослышащий ребенок не может полноценно слышать живую речь, а с другой стороны не имеет права получить информацию или необходимые пояснения при помощи жестов. На такое положение Жестового языка повлияло отношение к этому вопросу И.В.Сталина, который в своем труде «Марксизм и вопросы языкознания» о глухих отзывался, как о биологически и социально ненормальных «безъязычных» людях,  а их «ручной язык - это не язык и даже не суррогат языка. Его нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную мотыгу к современному гусеничному трактору...». Понятно, что после таких высказываний вождя жестовая речь стала изгоняться из специальных школ. Последствия такой политики мы пожинаем до сих пор.

Церковь.В заключение несколько слов об участии Церкви в духовно-нравственном просвещении глухих.

Пожалуй, на сегодняшний день  деятельность Церкви в этом направлении наиболее заметна. Однако возрождение этой миссии находится в самом начале пути и впереди предстоит очень большая кропотливая работа. Отмечу лишь некоторые из стоящих на этом пути проблем.

Основная задача православного миссионера – указать неслышащему человеку путь спасения, приобщить его к спасительной христианской вере и помочь на этом пути. Служение глухим – довольно кропотливый самоотверженный труд, который требует от служителя высокого напряжения духовных и физических сил. Понятно, что для эффективной работы с глухими нужно общаться на языке их культуры.

Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам (1 Кор.9; 19-23) написал о том, как он проповедовал Евангелие. Для иудеев он был как иудей; для подзаконных он был как подзаконный; для чуждых закона – как чуждый закона (не будучи чуждый закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобрести чуждых закона; для немощных, он был немощным. Для всех он сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Такой подход к проповеди Евангелия является одним из главных принципов миссионерского служения и глухим.  Для глухих миссионер, будь то священник или мирянин, должен быть своим человеком среди глухих. Для этого миссионер помимо знания жестового языка должен понимать глухих людей и их мир.

 Мы знаем, что первые русские миссионеры просвещая языческие народы, первым делом изучали их язык. Вы можете мне возразить, а где же взять подготовленных специалистов, которые бы владели не только жестовым языком, но были бы и богословски грамотны?  Это вторая серьезная проблема. На сегодня решением этой проблемы стало бы преподавание Жестового языка в семинариях для тех студентов, которые хотели бы потом работать с глухими. Здесь интересен опыт католической Польши, где каждая семинария ежегодно выпускает двух-трех клириков, владеющих Жестовым языком. Может быть, не все из них станут работать с глухими, но зато клириков работающих с глухими там достаточно -  практически все глухие в Польше объединены вокруг официальной Церкви, что обуславливает отсутствие мотива для вовлечения глухих людей в различные секты.

Что же касается России, то можно сказать, -  кто сегодня из проповедников владеет жестовым словом, тот и собирает вокруг себя аудитории глухих, к которым можно отнести слова апостола Павла:

 «... как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? …итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10: 13-14, 17)

Еще один важный момент духовного просвещения глухих – это их участие в богослужении. Центром духовной жизни любого человека, так и глухого должна стать церковная жизнь, участие в богослужении, таинствах Церкви. Увы, православное богослужение с сурдопереводом все еще остается экзотикой. Голос Христов, обращенный ко всем людям, несомненно, должен быть услышан теми, кто не может воспринимать звуки окружающего мира и человеческой речи. Задача современных миссионеров – научить глухих прихожан понимать богослужение и осмысленно участвовать в нем.

Сегодня перед Церковью стоит задача не оттолкнуть пришедших глухих чад от спасительного корабля, принять их с любовью и заботой. Необходимо разрушить стереотип, что вера отождествляется только с хождением в храм и соблюдением внешних правил и привычек. Перед пастырями стоит задача помочь им обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни. Для неслышащих прихожан вера должна стать живой.          Но для этого Слово Божие должно возвещаться им на их родном языке.

Закончить свое выступление я хочу словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который сказал: « Возрождая сегодня прерванную в предреволюционные годы традицию миссионерского служения, Церковь наша, как и прежде, руководствуется заповедью Христа Спасителя, данной своим ученикам в последней беседе перед Вознесением: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам».(Мф.28;19-20). На протяжении почти двух тысячелетий миссия Церкви была и остается неизменной – нести свет Евангельской проповеди всему миру, ибо Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4)».

Соколов Н.Н.                                                                                                  

г.Новосибирск, 24 января 2006г.                                                                             IX Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения.