Храм для глухих

В Санкт-Петербурге, по адресу - проспект Стачек, дом 208, находится необычный православный храм. В названии его нет ничего необычного - храм святителя Петра, митрополита Московского. Но особенность его в том, что здесь окормляются глухонемые.

Когда я узнала, что храм для глухонемых носит имя святого Петра, митрополита Московского, стала искать ответ: почему? Может быть, святитель Петр особенно помогал людям с нарушением слуха? Почему именно этот храм взял на себя попечительство о глухих инвалидах? Помогла найти ответ казначей храма Ирина Ивановна Свердлова:

- Под Петербургом в Павловске находится Центр реабилитации для лиц с нарушением слуха. Преподаватели стали ходить в храм святителя Петра, и, как нитка за иголкой, потянулись сюда и ученики. Так сложилась наша община.

А сама Ирина Ивановна? А сама она преподает в этом Центре русскую литературу. Так сложилось, что и бабушка ее, и мама были
сурдопедагогами, и Ирина пошла по их стопам.
- С детских лет помню: у нас в доме всегда были глухие. И с детства я к языку жестов привыкла.
А еще с детства девочка Ирина имела навык к молитве и страх Божий. Студенткой окормлялась она у известного старца Сампсона Сиверса. Батюшка зорко следил за духовным ростом девушки и благословил ее на замужество. Избранник Ирины тоже преподавал в Центре реабилитации. Сейчас он доктор наук, профессор, автор многих печатных трудов по проблемам
слабослышащих. Андрей Зиновьевич Свердлов тоже прихожанин храма святителя Петра.

Но все-таки как понимают глухонемые язык службы? Ведь слова Священного Писания, молитвословий, Псалтири сложны даже для хорошо слышащих. - Да, это очень сложно, - говорит Ирина Ивановна. - Вся ответственность ложится на сурдопереводчика. Мне часто приходится переводить во время богослужений. Встану в сторонке и перевожу. Глухой прихожанин следит за моим переводом. А кое-что понимает со слов священника. Обратили внимание, как четко и громко ведет службу наш настоятель, архимандрит Иринарх?

Обратила. Я стояла на службе почти у выхода, отец Иринарх, четко артикулируя, читал Евангелие. Каждое слово достигало цели. А рядом с батюшкой, лицом к прихожанам, стояла красивая белокурая женщина - Ирина Свердлова - с живыми глазами и с еще более живыми, "разговорчивыми" руками. Руки то взлетали вверх, то прикасались к лицу, то изгибались в запястьях. Глухие пристально всматривались в эту стремительную пляску рук - шел перевод проповеди.

Здесь же, в храме, я обратила внимание еще на одну женщину. Она стояла в сторонке у подсвечника, но к ней то и дело подходил кто-то из глухих, спрашивал языком жестов. Познакомились. Мария Ивановна Смирнова. Одна из самых активных прихожанок. Глухая. Первое время я немного напрягалась, памятуя, что передо мной неслышащий инвалид. Но вскоре забыла. Грамотная, громкая речь, четкая артикуляция, образные сравнения, чувство юмора. Она в совершенстве освоила речь, понимает по артикуляции практически все.
Говорят, что сам термин - глухонемой - не совсем верный. Глухой человек не слышит звуков и как следствие глухоты - не может эти звуки воспроизводить. Если научить человека слышать, то есть понимать нормальную речь по артикуляции губ и при помощи жестов, помочь ему развить голосовые связки, натренировать их на звук, его можно научить разговаривать. Мария Ивановна именно такой образчик. Образчик, надо сказать, упорный и, что очень важно, - православный. А потому, исцелившись сама, она бросается на помощь десяткам своих учеников из Центра реабилитации.

Непрост был ее путь к Господу. Муж Марии Ивановны, тоже глухой, не разделял ее православных взглядов. Но она молилась упорно и настойчиво. И вот он, праздник всей общины: венчание супругов Смирновых, Николая и Марии. Николай работал на Кировском заводе, но потом, в составе бригады для неслышащих, пришел возводить деревянный храм святителя Петра. Рядом с Николаем работали и его глухие сыновья Гурий и Димитрий. Все они теперь члены одной общины. Вслед за Смирновыми пришли венчаться в храм и еще несколько слабослышащих пар, другие пришли креститься. У Марии Ивановны уже одиннадцать крестных детей. Все они глухие.
Интересно, а как исповедуется глухой человек, если священник не владеет сурдопереводом? Оказывается, глухие пишут грехи на листочках. Священник читает их, принимает исповедь, а если у него возникают вопросы, он задает их через находящегося рядом переводчика. Глухой пишет ответ. Так что тайна исповеди не нарушается.
Когда Андрей Зиновьевич Свердлов защищал докторскую диссертацию "Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих", то на защите присутствовал настоятель храма, архимандрит Иринарх. Он сказал, что сия диссертация - огромный труд и что его работа очень важна. В России много глухих. Эти люди нуждаются в духовном окормлении, стремятся к нему. Поэтому опыт петербургского храма святителя Петра очень ценен.
 

НАТАЛЬЯ ЛАВРОВА

www.wh-lady.ru