«Cтрасть, лишающая человека внутренней свободы»

На информационную составляющую современной жизни человека я хотел бы сегодня обратить внимание. Каким образом информация может стать зависимостью, каким образом она может ограничить или лишить человека внутренней свободы? Эти вопросы задают сегодня все больше психологов. Мне хотелось бы обозначить эту тему с позиции свято-отеческого учения на эту проблему.


Говоря об информационной зависимости или инфомании, мы здесь имеем в виду чрезмерную потребность в получении  информационно-политических новостей. Но ведь скажем, информация всегда поступала в мозг человека, и он анализировал ее благодаря своим функциям. Почему же в ранние века не стояла проблема информационных аддиктивных расстройств. Можно предположить, что мир не был окутан столькими видами информационно-телекоммуникационными сетями. Наши прадеды не знали слов гаджет, планшет, компьютер, дисплей, ноутбук, смартфон, wi-wi, роутер, блютуз, фм, gps, вотсап, скайп, смс, е-mail,ютуб и прочие.


 



 

Если провести условную классификацию и сравнение, поступающей человеку информации по признаку внешнего возникновения и назначения, сегодня, и например, в 18 веке, то можно говорить о том, что в прошлом  информация была, в основном личная и носила аудиальный  и по области распространения локальный характер. Т.е. человек слышал то, что произошло в семье, у соседей, в деревне, в редком случае в стране или в мире через вербальное взаимодействие с непосредственным носителем информации. В  основном человек был ограничен в получении другой разнообразной информации и получал ее, постольку -поскольку она касалась непосредственно лично его интересов.

Сегодня, по способу общественного назначения информация, которую мы слышим по радио, телевидению в интернете и по другим источникам сми, в гораздо в большей степени носит характер массовой,  предназначенной широким массам. Аудитория одного телеканала или радиостанции может достигать десятки и сотни миллионов человек.  И большая часть информации в прямой, непосредственной степени не затрагивает лично интересы слушателя.  И самое главное колоссальный объем этой информации, ее необходимость, нервно-психические усилия, затраченные на восприятие, переработку и анализ поступающей информации вызывают огромные психические нагрузки для взрослого человека, а тем более для подростка, которые не остаются бесследными для организма и личности человека.


Изучение информационных воздействий столь сложно, что справедливо обращение к утверждению Бориса Сергеевича  Братуся (1988) о единстве психических и патологических механизмов для мозга, для нормальной и патологической психической деятельности. Автор делает совершенно верный методологический вывод о том, что в исследовании «Идти надо, следовательно, не от патологии к норме и не от нормы к патологии, а в направлении исследования и нормы, и патологии для изучения с разных сторон особенностей работы единого психического аппарата, способов его развития и функционирования». С точки зрения христианской антропологии здесь может возникнуть вопрос: что является нормой, т.е естественной потребностью в восприятии внешней информации, а что патологией, т.е. уже страстью».

Критерий, на мой взгляд здесь может быть один – когда человек чувствует порабощение своей воли, своей свободы действия. Феофан Затворник  говоря о свойствах духовного человека, говорил о наличии Страха Божия, Совести и Жажды Бога. Так вот когда у человека начинает преобладать не жажда Бога, а жажда получения новостей, то это признак зависимости и духовной беды. 

 


Существует свобода реализации (поступков), и свобода желаний (хотений, расположений, тяготений, предпочтений, приоритетов). Причина развития аддиктивного поведения инфозависимого заключается в неумении человека целиком опереться на самого себя. Психологическая свобода заключается в способности индивидуума самостоятельно сделать то, чего он хочет на самом деле.   

У  инфо-зависимых людей отмечено  уменьшение жизнерадостности, оптимистичности, потребности в созидательной деятельности, отражается нарастающая личностная декомпенсацию в виде фрагментарных эпизодов кратковременного спада настроения, появления рассуждений о смысле жизни, неизбежности смерти, уныния. Можно утверждать, что личностная и поведенческая изменчивость формируется внутри диапазона психологической нормы-акцентуации  под влиянием информационных факторов. Были проведены исследования после летних каникул среди подростков, проведенных в детских лагерях и пребывавших в информационной городской среде. Так у первых выявлено четкое  значительное уменьшение признаков напряженного функционирования механизмов психологической защиты.


Возникающую зависимость от информационной подпитки, которая в конечном итоге переходит в страсть святые отцы и учители Церкви называли ненужным многоведением. У преподобного Никодима Святогорца в его трудах есть глава, которую он посвятил хранению ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости.  

Духовно опытный монах уже в конце 18 века заметил, что ум человека делается бессильным, не способным служить самоисправлению и совершенству если наполняется суетным ведением, представлениями. Аскетический опыт, полученный монахом в монастыре говорит нам и сегодня о том, что избежать  интервенцию помыслами, ненужной информацией, ведением о земных вещах, может быть и позволительных, но не полезных и не необходимых можно собирая всегда ум свой внутрь себя, т.е. внутреннему сосредоточению и вниманию. Оставлять его праздным от мыслей о всех вещах мира, как бы ты был уже умершим.   

На некоторые сегодня аргументы инфозависимых от том, что как же можно быть равнодушным к событиям, происходящим сегодня в мире и не следить за ними преподобный Никодим говорит:   «Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения».

А святитель Василий Великий на этот счет писал: «Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных» (ч. 5 с. 52); Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хотеть знать, кроме Господа «Иисуса Христа, и Сего распята».

vСвятитель Феофан Затворник говорит прямо, что страстные мысли, страстные чувства и пожелания порождаются большей частью под действием внешних впечатлений.

Как же быть?                                                                                                    "Первое: не давать воли своим чувствам, особенно глазам и ушам. Не позволяйте без разбора все видеть, все слышать и всего касаться. Чувства наши похожи на окна или двери, а более — на черпало. Кто отворяет окна и впускает дурной воздух, худо делает. Кто отворяет двери и позволяет входить в свое жилье всякой скотине, не может быть свободен от укора. Итак, благоразумие и долг самоохранения (внутреннего покоя) требуют не на все смотреть, не все слушать и не всего касаться из невольно встречаемого. Мало-мало покажется что могущим расшевелить страсти, надо отвращать от того очи, затыкать пред тем уши или видя не видать и слыша не слыхать. 

И вообще, положите законом мерить позволительное тем воздействием, которое оно производит внутри. Что созидает, то позволяйте себе, а что расстраивает, того не позволяйте ни под каким видом. Кто, находясь в уме, протянет руку к стакану с питьем, в которое пущен яд, как ему ведомо?! 

Я не имею мысли, будто вам так необходимо стеснить себя, что вы будете похожи на затворницу. Но хочу только навести на решимость не черпать вредного для духа вашего после того, как удостоверились, что только жизнь в духе есть настоящая жизнь, и не только удостоверились, но и испытали то".

И в заключении, я хотел бы поделиться мудрыми изречениями на этот счет русского афонского старца иеромонаха Иеронима (Соломенцова), который говорил: «Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет любовь Божию».

И еще, «новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец».

Соколов Николай Николаевич

www.effafa.ru

 


Комментарии

Привет

Привет друзья!
http://img12.lostpic.net/2018/04/14/9a06fa2f56c8c03699972e6114c275aa.jpg
Наш интернет-магазин Qmarket уже не первый год занимается реализаций строительного и садового оборудования. Мы составили удобный каталог, в который входит профессиональная и бытовая техника ведущих производителей.
1)садовая техника -у нас вы найдете мощные многофункциональные культиваторы и мотоблоки, а также навесное оборудование для них.
2)сварочное оборудование -В магазине QMarket вы сможете купить сварочное оборудование ведущих мировых производителей, продукция которых известна своим качеством.
3)строительное оборудование -Наш магазин реализует строительное оборудование по ценам, которые более доступны для покупателя, нежели предложения специализированных магазинов.
4)Садовый инструмент FISKARS -Огородно-садовый инвентарь – абсолютно незаменимая категория приспособлений для любого земледельца, хоть дачника-любителя, хоть фермера-профессионала.
электропилы метабо
генератор бензиновый 4 тактный
зажим для сварочного аппарата
сварка полуавтомат цена
бетономешалка гродно
бензиновый генератор 7 квт
дизельный генератор
компрессор эко 501
газонокосилка электрическая bosch rotak
триммер вс
fiskars 131520
электротриммер интерскол
сварочный аппарат 380 вольт
сварочные очки хамелеон
первая бензопила
газонокосилка ротак 43
бензокоса фс 55
плазменная резка и сварка купить
триммеры 1400
бензогенераторы каталог
бетономешалка б 130р
сварочная маска хамелеон купить в интернет магазине
газонокосилка stiga collector 34 e
fiskars 121423
где купить сварочные провода
купить хорошую сварку
купить электропилу в минске
стоимость цепной электропилы
электропила metabo
дисковый культиватор для мотоблока
купить мотоблок штенли с адаптером
колун fiskars x27 купить
интернет магазины электрогазонокосилки
сварка полуавтомат магазин
пила цепная электрическая makita цена
бензогенератор мощный
резак fiskars
сварочные маски для сварки купить
купить мини электропилу
лучшие сварочные инверторы для дома и дачи
сварочный аппарат спец
генератор бензиновый 950
бетономешалки 150 литров цена
генератор на дизельном топливе
большие газонокосилки
сварочный полуавтомат форсаж
купить мотоблок в кричеве
где купить бензотриммер
бензокоса интернет магазин
купить мотоблок 12 л с дизель
купить мотоблок в леруа мерлен
купить аргоновый сварочный аппарат цена
бензопила 40
купить электростанцию бензиновую
купить тачку садовую в интернет
газонокосилка al ko 4 66 sp a
бензокоса полупрофессиональная
сварочная проволока без газа
триммер er
сварочные полуавтоматы watt
бетоносмеситель 160
solar инвертор
продажа сварочного оборудования
газонокосилки бензиновые самоходные стига купить
купить бензопилу триммер
купить миксер строительный
точилка для топоров и ножей fiskars 120740
цепная пила пц 99160
купить маску сварщика хамелеон в беларуси
лучковая fiskars
инверторы распродажа
купить бетономешалку 150 л в гомеле
бензопила 135
простой компрессор
купить мотоблок шнайдер
ручная газонокосилка
каталог садовой техники
купить полуавтомат сварочный в рб
инверторный аппарат сварки мма
купить цепную пилу электрическую бош
сварочный аппарат 250а премиум
сварочный инвертор tig ac dc купить
бензопила mc 146
тачка садовая два колеса
газонокосилка bosch 3200
купить мотоблок 18 л с
тачка строительная объем
газонокосилка al ko comfort
купить сварочный полуавтомат mig 160
купить мотоблок переделанный минитрактор
лучший инверторный
культиватор электрический для дачи купить
купить сварку полуавтомат по низким ценам
бетоносмеситель skiper
газонокосилка bosch rotak 37
лопата fiskars 131640
компрессор италия
цепная пила einhell gh ec 2040
бензопилы белоруссия
бензогенератор 6000

Отправить комментарий

CAPTCHA
Проверка против спам-роботов.