Сегодня много говорится о мерах профилактики и психологической поддержки населения в условиях коронавирусной инфекции. Все средства массовой информации говорят, показывают и пишут о новом поветрии, которое в медицинских кругах назвали Covid19. И действительно, все страны и население планеты оказались сегодня затронуты этим бедствием. Но главный удар в этой тяжелой ситуации принимают на себя люди "помогающих" профессий.
Это врачи, медицинский персонал, волонтеры, психологи, педагоги, священники, - то есть все те, кто напрямую активно взаимодействуют с заболевшими людьми.
Но как ни странно, из всего многообразия информационных советов и рекомендаций я встретил всего две-три публикации на тему профилактики психологического неблагополучия и профессионального выгорания среди специалистов "помогающих" профессий в условиях коронавирусной пандемии.
Недавно ведущие ученые из НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского провели аналитический обзор психологических состояний медицинских работников в период различных эпидемий, включая Covid19. Результаты этого исследования заставляют серьезно задуматься о неотложных мерах психологической поддержки всем тем, кто сейчас на "передовой". Деятельность медицинских работников проходят в экстремальных условиях. Помогающие специалисты переносят чрезвычайные физические и психологические нагрузки. Около 61% опрошенных сотрудников испытывают крайнее эмоциональное истощение; 23% имеют выраженные симптомы депрессии; 25% - повышенный уровень тревоги; у10% исследуемых отмечены суицидальные намерения. Очевидно, что находясь в экстремальных условиях любой человек не долго может выдержать такие нагрузки. И здесь необходимо заниматься профилактикой эмоционального выгорания и поиском ресурсов для продолжения качественной жизни и трудовой деятельности таких людей.
Но чтобы найти такие ресурсы, а другими словами обрести внутреннюю и внешнюю опору в жизни для возможности противостоять трудностям необходимо задаться вопросом: а что же выбивает у человека почву из под ног и истощает его жизненные силы? Среди многих причин отмечаются следующие: страх заражения, чувство одиночества и изоляции, информационный негативный шум, отсутствие надежных методов диагностики и лечения, ненормированный рабочий день и другие.
Не беря во внимание небольшую категорию людей, отрицающих коронавирус как факт, остальные отмечают, пожалуй, три основных причины своего психологического беспокойства в виде тревоги и страха:
1. Могу заболеть и умереть;
2. Могут заболеть и умереть мои близкие и родные;
3. Страх потерять работу и остаться без средств к существованию.
Наверное это естественное беспокойство, которое испытывает любой человек при наличии реальной угрозы для жизни и здоровья. Но как же при этом остаться жизнестойким к внешним воздействиям и сохранить психологическое равновесие?
Известно, что на устойчивость человека к неблагоприятным или экстремальным условиям влияют три главных фактора. Это когда человек имеет защиту, имеет безопасное пространство и опору.
Защита. Потребность в защите генетически связана с самой жизнью человека. Вспомните беспомощного младенца, который безутешно плачет пока не согреется в объятиях своей мамы. И сегодня каждый человек, будь то взрослый или ребенок, по-прежнему, испытывает потребность быть защищенным. И протектором для обретения такой защиты могут стать теплые и доверительные отношения со своими близкими, семьей, коллегами, руководством, а для верующих людей - и отношения с Богом. А мостиком к реальному ощущению защиты в своей жизни может стать молитва, которая имеет направленность к Богу. Например, при тревожных мыслях можно положить себе на сердце слова из 26 псалма: "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель жизни моей, от кого устрашуся?" В любом случае нужно постараться найти то, где я могу найти духовную или психологическую защиту, и через что я могу укрепиться и успокоиться. Верующему человеку можно укреплять себя святоотеческими примерами из жития святых. Оптинский старец схиигумен Антоний говорил, что душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией.
Пространство.В условиях вынужденных ограничений человек лишается привычного своего пространства. Приходится менять границы пространства в своих передвижениях, путешествиях, привыкать жить в новых условиях. Но, кроме внешнего ограниченного пространства важно уметь создавать себе в любой ситуации безопасное и комфортное пространство, где мне хорошо и комфортно чувствовать себя даже в условиях ограничений. Для этого, по возможности, нужно стараться выполнять обычные вещи: хорошо высыпаться, полноценно питаться, больше гулять, ведь даже возможность выйти на свежий воздух и вдохнуть без маски полной грудью сейчас оказывается большой ценностью и настоящим счастьем. А также физическая активность и ограничение информационного негатива,- всё это непременно поддержит устойчивое психологическое состояние.
Хорошо еще попробовать отследить, как тревога влияет на ощущение в моем теле, что я чувствую; есть ли способность рационально мыслить, анализировать. Здесь можно прояснить вопрос - что от меня зависит, а что не зависит? Важно признать, что я не могу контролировать все события в своей жизни. Есть ситуации, которые находятся вне моей власти. И тогда мы можем уменьшить свою тревогу, приняв тот факт, что я постараюсь сделаю всё, что могу, а в остальном буду полагаться на Бога.
Еще одним шагом для создания своего спокойного пребывания в социуме может быть конфронтация со своим страхом. Мы часто убегаем от него, а можно попробовать посмотреть в глаза своему страху, представить вероятный наихудший сценарий развития событий, например болезнь или смерть. Конфронтация со страхом через осознанное "принятия" риска быть зараженным является существенным переживанием, которое помогает человеку оставаться открытым среде и обществу и способствует его развитию, как личности. И более того, столкновение со смертью и наличие психологической готовности принять такое развитие событий является мощным тригерром для переоценки многих сторон своей жизни и для личного духовного роста. А в конечном счете для укрепления жизнестойкости человека.
Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский, который много времени проводил с людьми тяжело больными и умирающими говорил, что подготовку людей к критической ситуации следует начинать, когда кризиса еще нет. Тогда человек сможет встретить испытание, болезнь, смерть мужественно со смирением, вместо того, чтобы жить с гнетущей мыслью о болезни и смерти. Если человек будет фокусировать свое внимание только на благополучии своего биологического и физического существования, то так и не начнет жить нормальной, полноценной жизнью. Воспитывать способность встречать страдание мужественно, храбро относясь к страданию, как к школе, как к возможности вырасти во весь рост того, что составляет подлинную меру человека. Иначе мы никогда не найдем покоя, потому что страх страдания всегда будет больше, чем непрочная безопасность текущего момента. Страдание, болезнь, любой кризис может случиться неожиданно в любой момент, и если у нас нет защиты от них, они нас раздавят. Мне кажется, что через такой подход можно выработать психологический иммунитет от страха заболеть и умереть.
Опора. Психологическое понимание опоры в жизни выражается в возможности довериться и положиться на источник доверия. Таким источником или объектом доверия могут быть, например, близкие люди, их верность, надежность или могут быть какие-то внутренние установки и ценности. Благодаря наличию опоры человек может успешнее справляться со своими страхами. И сегодня в ситуации коронавирусной пандемии чувство неуверенности перед завтрашним днем может усиливаться и даже перерасти в ужас беспомощности и паники если нет в жизни экзистенциальной опоры. И в этом случае конструктивными будут вопросы к себе, возвращающие человека в реальность и оценивающие характер угроз и их последствия:
1. Что может произойти в реальности, если я заболею? Какие наступят последствия?
2. Если это произойдет, что это значит для меня? Почему это так тяжело?
3. Что бы я стал делать, если это действительно произойдет?
Эти вопросы позволяют реально взглянуть в глаза угрозе и возможно найти ту опору которая поможет выстоять в трудных условиях. А способность выстоять, выдержать означает, что я не пассивен, а включаюсь в деятельность и учусь брать жизнь в свои руки даже в очень тяжелых обстоятельствах.
Виктор Франкл
Из опыта людей, прошедших концентрационные лагеря, тюрьмы, госпитали мы знаем, что люди оказывались в состоянии выдержать гораздо больше, чем сами того ожидали тогда, когда они имели внутреннюю опору через ценности и смысл, который устремлял их в будущее.
И даже в конце борьбы, если уже никто не может мне подставить плечо и поддержать, и ты понимаешь, что смерть неизбежна, то такая критическая ситуация дает начало процессу глубокого переживания и создаются условия, подвигающие к молитве. Человеку нечего больше ждать от мира, нет надежды ни на других, ни на собственные силы, нет возможности опереться ни на что здешнее, и в этот момент, "когда наступает отчаяние", глаза его поднимаются к небу: «Господи, помоги!» И появляется надежда на "возможность невозможного".
Перед человеком открываются горизонты последней надежды. И даже, в случае умирания, возможность увидеть и принять незыблемую опору в Боге. И тогда со смирением предать свое дыхание в руки Господа.
Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал глубокие по своему духовному смыслу слова: "Опора на Господа, вера в Бога, молитва о ниспослании благодати являются непременным условием подлинного преодоления людьми тех проблем, которые перед ними возникают. Сопрягая духовное с материальным, человеческий разум — с силой веры, привлекая молитву и благодать Божию, мы сможем укрепить Божественной силой свои человеческие силы и получить возможность справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но которые человек способен преодолеть, оплодотворяя свой разум и силу Божественной благодатью".
Николай Соколов сурдопсихолог