12 июня прихожане новосибирского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы совершили паломничество в старинный сибирский город Томск, славный вековыми традициями православия и святыми угодниками Божиими, в томской земле просиявшими, - святым Макарием Алтайским, Феодором Томским, Петром и Домной Томскими. Среди паломников были и члены новосибирской православной общины глухих.
После отслуженного в храме молебна, в начале пути мы все вместе исполнили утреннее молитвенное правило. Отец Виктор Демьяненко и руководитель общины Николай Николаевич Соколов рассказали нам об основании города Томска, об истории строительства его храмов и основании монастырей. Мы посмотрели фильм, снятый по благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, Митрополита Томского и Асиновского, из которого узнали о житиях святых томской земли и о чудесах, произошедших по их святым молитвам.
Приехав в город и подкрепившись горячим чаем, которым нас гостеприимно встретила Томская Духовная Семинария и православная томская община глухих, мы познакомились с экспозицией церковно-исторического музея Томской епархии, находящегося на территории Богоявленского кафедрального собора. Живой и образный рассказ экскурсовода, - студента третьего курса семинарии Алексея, дополненный сообщениями руководителя томской православной общины глухих Людмилы Владимировны Глушковой, обогатил нас знаниями об истории епархии и семинарии, о томских храмах и монастырях, о древних иконах, книгах, предметах церковной утвари и монетах, представленных в залах музея. Об интересе, проявленном к рассказам экскурсоводов, свидетельствовали и вопросы, возникшие у паломников — как слышащих, так и неслышащих. Господь дал нам уникальную возможность помолиться перед старинными иконами и благоговейно к ним приложиться.
Для многих из нас стало открытием, что частица честных мощей, - благословляющая десница Святителя Макария Алтайского, почитаемого апостолом Сибири и Алтая, и небесного покровителя новосибирского Свято-Макарьевского Богословского Православного Института, - почивает в томском Богоявленском соборе. Духовенством собора был отслужен молебен Святителю Макарию. Чтобы глухие прихожане могли молиться вместе со всеми, молебен переводился на жестовый язык.
О том, что город Томск славен житием и чудесами святого праведного Феодора Томского, известно, наверное, всем православным людям России. Его святые мощи почивают в Богородице-Алексиевском монастыре. Для паломников из Новосибирска рака с мощами праведного старца была открыта для поклонения. Глухие прихожане новосибирской и томской общин также во всей полноте участвовали в общем молебне с помощью сурдопереводчиков.
После трапезы, в актовом зале духовной семинарии глухие верующие двух городов, вместе с сурдопереводчиками, — как опытными, так и начинающими, — обсудили волнующие всех вопросы церковной жизни глухих и слабослышащих. Томская духовная семинария — одно из немногих церковных учебных заведений, из стен которых выходят священно- и церковнослужители, владеющие жестовым языком глухих. Нехватка священников и церковных сурдопереводчиков приводит к тому, что глухие и слабослышащие люди не могут понять того, что происходит в храме, и это, конечно, становится препятствием на их пути к Богу. Особая проблема — исповедь. Даже если глухой прихожанин подготовится к таинству и напишет список совершенных грехов на бумаге, то священнику, если он не владеет жестовым языком, очень сложно будет дать ему духовный совет и наставление так, чтобы прихожанин его понял. Поэтому отрадно было видеть студентов семинарии, владеющих не только церковным, но и разговорным языком жестов. По сути, выступление студента 5-го курса, диакона Вячеслава Кабанина, было проповедью на жестовом языке. Глухие прихожане поделились своими детскими впечатлениями от посещения храмов, к сожалению, не всегда приятными и ясно говорящими о том, что глухой человек в церкви нуждается в помощи слышащих, а для этого слышащие должны уметь разговаривать с ним на его родном языке. В заключение Николай Николаевич Соколов пригласил членов томской общины на конференцию, посвященную 10-летию новосибирской общины, которая будет проводиться в октябре. Завершила встречу общая молитва - Трисвятая песнь, совместно переведенная начинающими переводчиками томской и новосибирской общин.
В программе нашей поездки конечным пунктом значилась Воскресенская церковь на Мухином бугре, один из старейших храмов Томска, стоящий на том месте, где был построен при царе Борисе Годунове Томский острог, откуда и пошел город Томск. К храму мы поднимались по извилистой улице с остатками булыжной мостовой.
Поклонившись святыням храма, удивившись многотонному величественному благовестнику на церковной колокольне и зная из показанного нам в дороге фильма, что в другом – в Петропавловском соборе есть икона Святителя Николая Чудотворца, остановившая возникший в храме в ночь с 19 на 20 января 1986 года пожар, мы не могли не попросить наших руководителей позволить нам поклониться и этому чудотворному образу. В память о чудесном спасении собора от разрушительной стихии икона оставлена в том виде, в котором сохранилась она после пожара — обгорела лишь правая сторона киота, сам образ остался невредимым. По милости Божией мы зашли в храм, когда началось чтение акафиста Святителю Николаю, о чем мы, конечно, заранее не знали. Так святой покровитель нашего города благословил нас на обратный путь.
Уже сидя в автобусе, мы вместе исполнили и вечернее правило. Вернувшись в свои дома, мы будем стараться хранить благодать, дарованную нам от Господа в этой поездке.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Святителю отче Макарие, моли Бога о нас!
Святый праведный отче Феодоре, моли Бога о нас!
Господи, спаси нас всех — и слышащих телесно, и слышащих только сердцем!
Ольга Ануфриева