Радио-программа "Психо-Логос". Как обращаться с человеческим горем?

В третье воскресенье ноября, в этом году – 20 ноября в мире отмечается День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Этот день призван привлечь внимание к печальной статистике: в мире в результате ДТП ежедневно погибает более трех тысяч человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы. 4 дня назад под Ханты-Мансийском случилась страшная трагедия. В результате ДТП по данным информационных источников погибли 12 человек, среди них 10 детей.Трудно представить, что чувствуют сейчас родители и близкие погибших. Чем помочь им, что сказать и нужно ли говорить? Как обращаться с человеческим горем?

В книге митрополита Антония Сурожского «Жизнь. Болезнь. Смерть» Владыка отвечает на эти вопросы. Давайте прислушаемся к его советам.

Первое, что я думаю, говорит Владыка, - не надо пробовать утешить человека пустыми словами. Я помню, как к одной нашей прихожанке, у которой умер ребенок, пришел молодой священник и сказал: “Я так понимаю ваше горе!..” Она, человек правдивый и резкий, обернулась к нему и сказала: “Не лгите! Вы никогда не были матерью и никогда не теряли ребенка, — вы ничего не понимаете в моем горе!” И он остановился и сказал: “Спасибо вам за это...” Вот эту ошибку никто не смей делать. Чужого горя никто понять не может, дай Бог свое горе понять, как-то уловить, овладеть им.

Сказать можно, например: “Подумайте о том, что это молодое существо умерло в полном расцвете всех сил души, ума, в полной чистоте. Этот человек как бы вспорхнул в вечность, и теперь у вас предстатель, ангел-хранитель перед Богом, который покрывает вас своей молитвой, к которому вы можете обратиться как бы с разговором и с радостью о том, что когда-то будет встреча...” Невозможно дать сейчас достаточно примеров по количеству людей и типам обстоятельств.

Габриель Марсель говорит: Сказать кому-нибудь: “Я тебя люблю” — то же самое что сказать: “Ты никогда не умрешь...” Это можно сказать и в случае смертной разлуки. Нас оставил человек — и некому больше утверждать нашу высшую ценность, наше предельное значение. Нет того человека, который мог бы сказать: “Я люблю тебя”, и следовательно, у нас нет признания, утверждения в вечности... Этому тоже надо уметь посмотреть в лицо. Такое нельзя, невозможно отстранить, от этого не уйдешь. Образовалась пустота, и эту пустоту никогда не следует пытаться заполнить искусственно чем-то мелким, незначительным. Мы должны быть готовы встретить горе, тоску, смотреть в лицо всему, что происходит внутри нас самих, и тому, что навязывает нам ложно понятое доброжелательство окружающих, которые бередят наше горе и страдание, настоятельно напоминая о нем. Мы должны быть готовы признать, что любовь может выражаться и через страдание, и что если мы утверждаем, что действительно любим того, кто ушел из этой жизни, мы должны быть готовы любить человека из глубины горя и страдания, как мы любили ёего в радости, утверждая его этой радостью общей жизни. Это требует мужества, и я думаю, об этом надо говорить снова и снова сегодня, когда многие, чтобы избежать страдания, обращаются к транквилизаторам, к алкоголю, ко всякого рода развлечениям — лишь бы забыться. Потому что то, что происходит в душе человека, может быть заслонено, но не прерывается, и если оно не будет разрешено, человек измельчает, он не вырастет.

О. С. Есть тоже опасность, что человек, горюя, начинает любоваться: мол, он так любил усопшего, что продолжает месяцами, годами даже, плакать и горевать...

М. А. Я думаю, что, с одной стороны, абсолютно справедливо, чтобы человек до конца своей жизни плакал о разлуке, о том, что больше нет возможности обнять любимого, слышать его голос, видеть его взор, поделиться с ним тем, что на душе самого светлого или мучительного. В этом смысле всю жизнь можно пронести скорбь, но не истерическую, не бунтующую скорбь, а тихую, углубленную скорбь: да, было бы так дивно, если можно было бы продолжать старые отношения, старую дружбу, старое общение (которое никогда не умирает в моей душе, — сказал бы этот человек).

Но с другой стороны, человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется.
 
О. С. Часто у скорбящих возникает протест, особенно если умирают малолетние: почему он или она, почему теперь, так рано?.. Как утешать таких людей?

М. А. Я думаю, как во всех случаях болезни или смерти, первым делом — утешать состраданием и тем, чтобы не стараться убедить людей, будто “все это хорошо”, — все это очень болезненно и очень трагично и очень мучительно, — и с ними этот путь проходить.

С другой стороны, мы знаем, что иногда смерть ребенка освобождает его от большего, чем смерть, ужаса. Из обычной жизни мы знаем, что сейчас происходит в разных частях света: дети бывают ранены, у детей отрубают руки, дети слепнут, дети бывают поражены в спинной хребет и остаются парализованными... И иногда думаешь: как счастливы те дети, которым, как говорит Священное Писание, было дано “вкусить мало меда” и вспорхнуть в вечность.

Не помню, в жизни кого из русских святых был случай. Одна мать убивалась горем и гневом на Бога за то, что умер ее ребенок. Она обратилась к кому-то из подвижников, и тот сказал: “Я помолюсь, чтобы Господь тебе дал понять”. И она во сне видит, как Христос к ней подошел и сказал: Я тебе покажу, какова была бы судьба твоего сына, если бы он не умер... И она увидела, как он растет, постепенно портится, кончает разбойником, убийцей, и проснулась с криком: “Нет, Господи, лучше ему умереть!”

Конечно, нет смысла это рассказывать человеку, который только что потерял ребенка, — это звучит жестоко; но со временем можно поговорить и о том, что, может быть, смерть спасла этого ребенка от чего-то более страшного, чем разлука с временной жизнью.
 
О. С. Мне это кажется сомнительным подходом. Когда я пробовал так говорить, я никого не убеждал, может быть, потому, что сам не был убежден. Я знаю, что такой подход есть, но думаю, что самое главное — вот это сочувствие, сострадание...

М. А. Человеку нужно, чтобы ты с ним был в его горе, на дне этого горя вместе с ним, и не убеждал его, что горя нет или что он неправ, горюя. И надо дать время благодати и внутреннему опыту человека что-то сделать.
 
О. С. Со смертью умирающего кончаются обязанности священника. Я говорю “обязанности”, как будто это должность какая-то; но он может и дальше действовать. Во-первых, поминать покойника, если запомнит его имя, на службах и вообще в молитвах. Но если есть родственники, близкие, он может и должен их посещать и успокаивать. Какие тут советы?

М. А. Во-первых, он никогда не должен ставить себя в положение учителя. Не надо делать вид, будто потому что ты священник, ты понимаешь то, чего никогда сам не испытывал. Это раз. Второе: у тебя должно быть собственное отношение к смерти. И это одна из задач нашей христианской жизни: привыкнуть к мысли о смерти, знать, что она есть, знать, как ты к ней относишься. Скажем, апостол Павел говорил, что ждет свою смерть, потому что только через смерть он соединится со Христом без телесных, вещественных преград. И тут же он прибавляет: однако, для вас нужнее, чтобы я остался в живых, поэтому я буду дальше жить... Вот предел. Если бы мы действительно мечтали о живой встрече с Богом, не о встрече через веру, через мгновенные переживания, а о постоянном приобщении Ему, то мы могли бы мечтать о смерти, жаждать смерти, и одновременно быть готовыми не умирать ради Христа.
 
О. С. А как можно такое отношение передать?

М. А. Видишь ли, для того, чтобы передать что-то, надо в себе это носить. Я потому настаиваю на этой стороне, что критерий того, христиане мы или нет — наше отношение к собственной смерти, к смерти дорогих нам людей. Если мы созрели в какой-то мере или если мы в процессе созревания, можно человеку сказать: “Да, это страшная утрата, но он ушел от вас к Богу, Который его так полюбил, что вызвал его из небытия, а теперь призвал к Себе, чтобы он был с Богом неразлучно. И если вы хотите, чтобы смерть вашего родного не была разлукой, то вы должны перенестись молитвой, духом, опытом в область Божию. Он вам показал путь, по которому вам надо идти. Если вы хотите с ним быть, вы должны быть там, где он есть, то есть с Богом” (конечно, я не говорю, что надо в таких резких словах выражать эту мысль).

И с другой стороны, очень помогает потерявшим родного наша панихида. В ней содержатся самые разные моменты. Святитель Феофан Затворник начал одно отпевание словами: “Братья и сестры, давайте плакать, потому что ушел от нас любимый человек, но давайте плакать как верующие...” Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, — человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая — трагедия. С другой стороны, она — освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар. Поэтому, скажем, в отпевании повторяются слова псалма: Блажен путь, которым идешь сегодня, душа, ибо тебе приготовлено место упокоения... Эти слова обращены от имени Церкви к усопшему, но и к тем, кто их слышит. И есть целый ряд мест в службе, где усопший как бы говорит: Не рыдайте обо мне...

Это были слова митрополита Антония Сурожского.

С вами был психолог Николай Соколов

Всего доброго! До свидания!

www.effafa.ru

 

 

Комментарии

Добрый день дамы и

Добрый день дамы и господа!
http://img12.lostpic.net/2018/04/14/9a06fa2f56c8c03699972e6114c275aa.jpg
Наш интернет-магазин Qmarket уже не первый год занимается реализаций строительного и садового оборудования. Мы составили удобный каталог, в который входит профессиональная и бытовая техника ведущих производителей.
1)садовая техника -у нас вы найдете мощные многофункциональные культиваторы и мотоблоки, а также навесное оборудование для них.
2)сварочное оборудование -В магазине QMarket вы сможете купить сварочное оборудование ведущих мировых производителей, продукция которых известна своим качеством.
3)строительное оборудование -Наш магазин реализует строительное оборудование по ценам, которые более доступны для покупателя, нежели предложения специализированных магазинов.
4)Садовый инструмент FISKARS -Огородно-садовый инвентарь – абсолютно незаменимая категория приспособлений для любого земледельца, хоть дачника-любителя, хоть фермера-профессионала.
электропила 2700 купить
fiskars 1015618
газонокосилка стига
газонокосилка stiga collector 34 e
садовая техника интернет
точилка для топоров и ножей fiskars xsharp
профессиональные сварочные полуавтоматы
купить инверторный сварочный аппарат 200
инверторный mig
сварочный шлем хамелеон
дизельные мотоблоки где купить
продажа плазморезов
купить мотоблок штенли с пониженной передачей
плазморез 80
бензопила цепная dgm gs 281
купить мотоблок 7л с
купить мотоблок фермер 1303 в минске цены
купить электропилу bosch
сварочный инвертор недорого
сварочная маска хамелеон цены в могилеве
инверторный сварочный аппарат mig mag
полуавтомат сварочный бытовой купить в минске
купить мотоблок переделанный минитрактор
сварочный аппарат solaris 250
fiskars up86 1000598
сварка полуавтоматом в бресте
электродные сварочные аппараты
сварочные аппараты mig mag купить
минитрактор из мотоблока купить
бензопила 5800
проволока для полуавтомата нержавейка 0 8 мм купить
мотокоса 2 л с
кейс для сварочного купить
купить инверторную сварку для дома
компрессоры eco купить минск
компрессор 105
электропила makita uc3520a
интернет сварочного оборудования
бензопила эфко 141s
полуавтоматы солярис цены
сварочный аппарат электрический
купить полуавтомат в белоруссии
аппарат контактной точечной сварки купить
сварочное оборудование mag
тележку для мотоблока купить в минске
провод для полуавтомата
терка fiskars
купить генератор дизельный 380 вольт
триммер 555
бетономешалка купить
компрессоры доставка
бытовые сварочные аппараты цены
триммер skil
контактная сварка купить в минске
компрессор eco ae 251 1
старк 25 мотокоса
купить триммер бензиновый в могилеве
триммер бош 37
бетоносмесители бетономешалки
купить сварку для меди
сварочные очки хамелеон купить
купить бензопилу в молодечно
ручная цепная пила купить
сварочный аппарат 250 ампер цена
купить полуавтомат spark
электропила makita uc3030a
компрессор гаражный
купить мотоблок с прицепом и навесным оборудованием
миксер строительный фиолент мд1 11э цена
триммер 2
топор колун fiskars solid средний 1023516
бетоносмеситель 500 л
газонокосилки стига в минске
плазморез cut 40
газонокосилка al ko silver
мини дизельный генератор
купить мотоблок электрический
лопата штыковая fiskars solid
инверторный сварочный полуавтомат mig
ножницы фискарс купить
бензопила 660
газонокосилки триммеры цены
полуавтомат solaris 203
сварочный инвертор
купить каменскую картофелекопалку для мотоблока
полуавтомат сварочный модели
бензогенератор 3 фазы
газонокосилка bosch rotak 32 купить
сварочный инвертор ac dc 200
купить бензиновый триммер интернет
разборный триммер
бензогенератор на 380 вольт цена
купить мотоблок штенли в минске
сварочный полуавтомат с газом
интернет магазин дисковые электропилы
цепные электрические пилы bosch
сварочный инвертор mitech ac dc 200p
купить генератор бензиновый eco pe 1200
fiskars solid 1019354
аргоновый инвертор

Отправить комментарий

CAPTCHA
Проверка против спам-роботов.