Покаяние необходимо каждому верующему человеку, ибо «несть человек, иже жив будет, и не согрешит». В духовной жизни глухих людей Таинство Покаяния занимает особое место. Для очищения себя Покаянием христианину, лишенному слуха следует соблюдать все условия установленные Церковью, при которых исповедание грехов перед духовным отцом ведет к исправлению жизни. Однако подготовка к исповеди глухого, совершение ее священником, имеют свои особенности, которые должен учитывать пастырь.
Непременно на подготовку к исповеди, особенно новообращенным глухим, требуется больше времени. Рассматривая свою жизнь, глухой христианин либо не находит в себе греховных навыков, либо готов признать, «что он грешен, и нередко чувствует себя таковым. Но эта греховность представляется ему в виде смутном и неопределенном». Он чувствует грех, но не знает, как его выразить. Нередко в этом играет свою роль малограмотность глухих. В этом случае задача священника - помочь глухому разобраться, что именно в нем нечисто и грешно.
Для этого мало будет ограничиться несколькими минутами беседы о человеческих пороках и о названиях греха. Желательно провести с глухими прихожанами несколько занятий Воскресной школы, на которых подробно остановиться на причинах возникновения греха, объяснить им значение основных пороков, и побудить к внимательному наблюдению за своими мыслями и поступками, движением и состоянием души для осуждения своих грехов и открытому исповеданию их. Как правило, глухие прихожане пожилого возраста, да и молодежь, не всегда правильно понимают смысл, например, таких грехов, как чревоугодие, тщеславие, мшелоимство, суеверие, кровосмешение, малодушие и др. В таких случаях, необходимым будет объяснение смысла непонятных слов и использование глухими при подготовке к исповеди вспомогательной литературы: «Опыт построения исповеди», «В помощь кающемуся» и т.д.
Надо учить неслышащих людей исповедоваться. Священник, исповедующий глухого, часто слышит вместо исповеди совершенно житейские разговоры, рассказ о своей болезни, жалобы на близких и на трудности жизни, или в лучшем случае, – повторение на каждой исповеди одного и того же греха. Отчасти это происходит «от незнания, от отсутствия церковной культуры, отчасти от греховной запутанности, слабости, когда человек не умеет и не пытается увидеть себя, когда у него нет ни навыка, ни желания разобраться в своей душе, нет отвращения к греху, нет стремления к свету и жажде очищения».
В такой ситуации священник должен проявлять терпение, не торопиться, избегать резких слов, а тем более, проявлять раздражительность на «непонятливость» глухого. Недопустимо проявление даже намека на ущербность человека. Не надо забывать, что перед вами не совсем обычный человек. Для успешной помощи в деле наставления глухого исповедника священник испрашивает себе у Бога дар духовного рассуждения и способность видеть душевное состояние грешника. Святой Григорий Богослов говорит, что пастырю, «не знающему ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше (прежде) учиться, чем не зная, учить». Только смиренномудрием и любовью духовник сможет поставить на путь истинного покаяния свою паству, лишенную слуха.
Перед исповедью глухих священнику желательно произнести увещание к кающемуся, при котором душа приходит в молитвенное и покаянное расположение. Прочитывать и переводить молитвы перед Таинством Покаяния необходимо внимательно, не торопясь, чтобы каждое слово, каждый жест, проникали в сердце человека. Особое внимание кающегося глухого нужно обратить на слова: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедание твое…», подчеркивая важность предстояния перед Христом Спасителем, чтобы каждый глухой исповедник проникся искренним желанием покаяться в своих грехах, сознавая невидимое присутствие Божие.
Священник принимает исповедь в частном порядке.Так называемая «общая исповедь», когда прочитывается длинный список, ничего не говорящих, душе грехов и молитва о раскаянии в них, очень удобна для людей, стыдящихся признаваться в своих грехах. Такая исповедь, в конце концов, разучит человека, особенно глухого, внимать своим душевным немощам и прилагать усилия к искоренению свойственных ему пороков. Тем более, как мы уже говорили, названия многих грехов просто не понятны глухим.
Примечательно, что еще в конце ХIХ века имело место определенное снисхождение к исповеди глухонемых. Об этом, мы, читаем в книге священника, магистра богословия Григория Дьяченко «Для говеющих с целью подготовления их к Великому Таинству Покаяния. Накануне исповеди». В главе «Об исповеди немых и глухонемых» автор пишет: «немые и глухонемые находятся в физической невозможности исповедовать грехи живым словом, - но так как Бог не требует от нас невозможного, а исповедь и для лишенных языка столько же необходима, как и для всякого, то, снисходя к их недостатку, достаточно требовать от них, чтобы они объяснили свои грехи какими-либо знаками, если только не умеют писать. Когда же могут писать, то пусть напишут. Глухонемых, которые не могут ни изъяснять вида своих грехов, ни слышать вопросов духовника, нужно стараться расположить к покаянию, которое они могут выразить умиленным взглядом на икону, или глубоким вздохом, и, в виду этих признаков их желания раскаяться – разрешать. Но если глухонемые умеют читать, то духовник может спрашивать их письменно, как это делается при исповеди глухонемых, получивших особенное воспитание».
В наше время понятие «глухонемой», как человек, лишенный возможности слышать и выражать свои мысли, утратило свое первоначальное значение. Теперь принято считать, что есть только глухие люди, которые сегодня умеют «говорить» на жестовом языке и писать. Поэтому от человека, лишенного слуха, обычно, принимается письменная исповедь. Но часто бывает, когда глухой желает сам передать жестами свое внутреннее состояние. В этом случае применяется дактильное общение, или общение с помощью жестов. Такая исповедь, должна проходить за специальной ширмой, закрывающей исповедника от окружающих взоров других глухих. В случае же, когда священник не владеет дактильной азбукой или языком жестов, крайне важно, чтобы он, прочитав письменное исповедование, не ограничивался только лишь разрешительной молитвой, но преподал кающемуся глухому необходимые письменные наставления и духовные советы для работы над собой. В это время глухой христианин расположен внимать наставлениям духовника более чем во всякое время. Присутствие переводчика во время исповеди нежелательно. Но в случае опасности смертной для глухого, это будет уместным, при условии сохранения тайны исповеди.
Исповедь, которая разрешается священником в считанные секунды редко очищает душу слезами истинного покаяния. Настоящая исповедь связана с благим потрясением души. Святой Иоанн Кронштадтский советовал исповедовать каждого приходящего так, как будто это его последняя, предсмертная исповедь. Учитывая эти моменты, благоразумно будет, если духовник станет отводить для исповеди глухих немного больше времени, чем обычно, чтобы не торопиться к началу службы, не исповедовать наспех, и не превратить Великое Таинство в формальный обряд.
Преподав наставление кающемуся, священник в молитве просит Бога о прощении его согрешений. При чтении молитвы полезным будет преклонение главы и колен кающегося для осознания таинственности момента и выражения своего искреннего покаяния. Целование, лежащих на аналое Евангелия и Креста, осуществляется глухим исповедником в знак примирения с Господом, твердого намерения исправить свою жизнь и следовать за Христом, неся свой крест.
Николай Соколов